Полномочия и ответственность
О депутатах, сенаторах, судьях
Противники поправок обычно акцентируют внимание на пресловутом «обнулении», которое позволит президенту вновь избираться в 2024 году, и предоставлении неприкосновенности после сложения полномочий, лишить которых бывшего главу государства может только Совет Федерации. Это примитивная манипуляция. О том, почему врагам России не нравятся поправки в Основной Закон, мы позже расскажем отдельно, а пока отметим, что изменения касаются всей структуры власти, причём полномочия выборных органов заметно расширяются. Судите сами.
Изменения и дополнения вносятся в статьи 95 (о составе Федерального Собрания) и 97 (о депутатах Госдумы). В Совет Федерации по-прежнему входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа. Госдума по-прежнему состоит из 450 депутатов.
Однако теперь в Совфед включён также президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, пожизненно. При этом президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора. Кроме того, в состав Совета Федерации входят не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Таким образом, позиции президента в Совфеде значительно усилены. Указано, что сенатором может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Напомним, что аналогичные ограничения введены для всех федеральных чиновников. Также указано, что представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Остальные сенаторы назначаются сроком на 6 лет.
К ведению Совета Федерации (статья 102) теперь относятся не только отрешение президента от должности, как раньше, но и лишение неприкосновенности президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Совфед теперь назначает не только судей Конституционного Суда и Верховного Суда. К его ведению также отнесены назначение на должность по представлению президента РФ председателя, заместителя председателя и судей Конституционного Суда РФ, а также председателя, заместителей председателя и судей Верховного Суда РФ. Прекращение по представлению президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя и судей Конституционного Суда РФ, председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий» - теперь также прерогатива Совета Федерации. К обязанностям Совфеда также отнесено заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
Госдума теперь утверждает по представлению президента кандидатуру председателя Правительства РФ, а по его представлению - кандидатуры заместителей председателя Правительства и федеральных министров, за исключением федеральных министров, назначение и освобождение которых от должности - прерогатива президента РФ.
К ведению нижней палаты парламента также добавлено заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка РФ (статья 103).
Новой статьёй 103-1 отдельно прописывается право Совета Федерации и Госдумы осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.
А президент наделяется правом отправлять федеральные и конституционные законы на проверку в Конституционный Суд и в случае отрицательного заключения возвращать их без подписания (статьи 107 и 108).
Больше полномочий - выше и ответственность.