Звонят из банка - клади трубку!

В Центробанке рассказали, как защитить свои деньги от кражи

26 Июнь 2019 605

Одноклассники, «Вконтакте», Facebook и прочие социальные сети стали частью нашей жизни. Своя страница в сети есть едва ли не у каждого россиянина, и это реальная угроза. Многочисленные мошенники могут использовать размещённые персональные данные для кражи денег с банковских карт.

На помощь кибер-ворам приходят методы так называемой социальной инженерии. Это своеобразная наука, позволяющая, основываясь на знаниях человеческой психологии, выстроить диалог с жертвой так, чтобы он привёл к конкретному результату. Для более эффективной «работы» им и нужны соцсети. Там они могут найти и номер телефона будущей жертвы, узнать фамилию, имя и отчество и создать психологический портрет человека.
Эти данные впоследствии могут быть использованы самыми разнообразными способами. К примеру, злоумышленник может позвонить жертве и, представившись сотрудником банка, провести некий опрос, или напугать несанкционированным списанием средств, блокировкой карты. Возможно, вас наоборот попытаются обрадовать новостью о выигрыше в лотерее или викторине и запросить данные вашей банковской карты для того, чтобы зачислить на неё призовые деньги. Повод мошенники могут придумать любой. Но понятно, что конечная цель - заполучить через эти данные доступ к вашему счёту и деньгам.
«К сожалению, в последнее время таких техник становится много, они все основаны на определённых особенностях человеческой психики. Бывает, что человек не может объективно оценить ситуацию из-за жажды быстрых денег.
А бывает, на него психологически давят, и, находясь в состоянии стресса, он просто не понимает, что делает и зачем. В этом состоянии стресса он выдаёт платёжные реквизиты, персональные данные, включая паспортные, плюс какие-то коды и пароли - всё, что может быть использовано для проведения операции без согласия клиента», - цитирует агентство ТАСС слова первого замдиректора департамента информационной безопасности Банка России Артёма Сычёва.
По его словам, ваши персональные данные могут оказаться в руках у мошенников и благодаря недобросовестным работникам кредитных организаций. Впрочем, как бы там ни было, противостоять атакам злоумышленников достаточно просто. Если вам позвонили якобы из банка, и вы понимаете, что звонок этот с тревожным посылом или предложением какой-то сиюминутной выгоды, вы чувствуете, что на вас давят, то прервите разговор, положите трубку. Если у вас есть подозрения, что что-то происходит с вашим счётом, возьмите платёжную карту вашего банка и позвоните по номеру, который указан на обратной стороне.
Важный момент: злоумышленники используют ещё одну очень интересную технику - подмена номеров. То есть вы получаете звонок якобы от банка, на экране вашего мобильника отражается телефонный номер кредитной организации. Важно после прекращения разговора не делать ответный звонок, потому что в таком случае вы можете снова попасть на мошенников. Надо позвонить в банк, вручную набрав телефонный номер, указанный на карте. Тогда ваши деньги будут в безопасности.
Если вы всё-таки попадётесь на уловки мошенников, то предъявить свои претензии банку будет проблематично. По мнению экспертов, уровень киберзащищённости финансового сектора РФ в целом адекватен тем рискам, которые возникают. Кредитные организации постепенно понимают, что их бизнес напрямую зависит от того, как они защищены, и серьёзно занимаются этим.
Не стоят на месте и сами мошенники, которые когда-то ориентировались в основном на хищение средств с использованием технологий скимминга (кража данных банковской карты при помощи считывающего устройства). С тех пор все банковские карты стали выпускаться с чипом, и это привело к тому, что скимминговое оборудование стало бесполезно. Потом было время, когда целью атак злоумышленников стали юридические лица, которые обслуживались в банках дистанционно.
«На тот момент кредитные организации не имели эффективных техник защиты, сами юридические лица тоже практически не умели защищаться, особенно если это субъекты малого и среднего предпринимательства. Мы вместе с банковским сообществом обратили на это внимание, научились противостоять таким атакам. В итоге их результативность и маржинальность для злоумышленников существенно сократились. Что сделали злоумышленники? Они переключились на кредитные организации. Мы вместе с банками разработали и внедрили защитные меры, и доходы злоумышленников резко упали. Сейчас мы наблюдаем очередной виток мошенничества, нацеленный на граждан», - рассказал представитель Центробанка, призвав всех быть более бдительными.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.