Край бесплодных пустошей

Почему крымская земля теряет плодородие?

22 Май 2019 2665
Если подход к сельхозпроизводству в Крыму не изменится, наша земля превратится в бесплодную пустыню.
Если подход к сельхозпроизводству в Крыму не изменится, наша земля превратится в бесплодную пустыню.

Не успел начаться сельскохозяйственный сезон, а крымское правительство уже рапортует о грядущих небывалых урожаях и наращивании площадей сельхозугодий. При этом почти не говорится о том, потянет ли земля такую нагрузку. Между тем учёное сообщество респуб­лики всё чаще поднимает воп­рос оскудения крымских почв. Ситуация действительно тревожная, ведь чем бедней земля, тем меньше будут урожаи.

Соль земли

Специфика Крыма такова, что около 80% сельхозземель были распаханы ещё при СССР. В украинский период аграрии получали урожаи не за счёт применения современных агротехнологий, а путём расширения площадей под посадками и посевами. Активное использование земель вкупе с продолжительными засухами, сильными ветрами-суховеями и безответственным подходом к земледелию привели к потере естественного плодородия. Какое-то время на эту проблему предпочитали закрывать глаза, но сейчас она всё чаще «всплывает» не только в научных, но и в политических кругах. Шутка ли: на кону продовольственная безопасность всего региона!
По данным Центра агрохимической службы «Крымский», ниже всего качество почвы в Раздольненском, Ленинском и Черноморском районах.
А самые плодородные земли - в Нижнегорском, Советском и Красногвардейском районах. Правда, и в самых благодатных регионах появляются проблемные участки, поскольку далеко не все хозяйства соблюдают технологию производства.
- Вопрос состояния крымских почв очень серьёзный, и с наскоку его, конечно, не решить, - констатирует директор ФГБУ «НИИ сельского хозяйства Крыма» Владимир Паштецкий. - В чём корень проблемы? Когда Крым получал днепровскую воду - больше 2,5 кубокилометров, около 500-700 миллионов кубов шло на подпитку грунтовых вод, что препятствовало процессу засоления почв. Сейчас ситуация изменилась. За последние пять лет видна тенденция: земля медленно, но уверенно возвращается в своё первоначальное состояние - слабых солонцов и солончаков. Без воды этот процесс полностью не остановить, но его можно замедлить. Для этого на данных территориях нужно высевать определённые культуры, улучшающие структуру и состояние почвы, необходимо жёстко придерживаться рекомендаций по севооборотам. Есть целый набор мероприятий и технологий, которые мы рекомендуем для того, чтобы замедлить образование солонцов и солончаков. А там, может быть, появится достаточно воды, чтобы остановить этот процесс полностью.
Тем временем улучшить солонцеватые земли можно было бы при помощи гипсования. Внесение в почву фосфогипса позволяет создать благоприятные условия для растений и увеличить урожайность. В советские времена в Крыму ежегодно гипсовали около 50-60 из 340 тысяч обрабатываемых гектаров солонцеватых почв, при Украине стали ограничиваться буквально 5-7 тысячами. Сейчас лишь единичные хозяйства вносят в почву фосфогипс, хотя это вещество является отходом местной химической промышленности, и его не нужно завозить с материка.

Зелёные щиты

Между тем засоление - далеко не единственная беда.
- Сейчас вопрос стоит так, что нам нужно сохранить крымскую почву как таковую, - говорит президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко. - Серьёзную угрозу представляет ветровая эрозия, которой подвержена вся территория полуострова, но в первую очередь северо-западные регионы, где часто дуют мощные ветры, приводящие к выносу плодородного слоя. Получается, что сантиметр поч­вы формируется многие сотни лет, а выносится буквально одним мощным суховеем. Причём эрозии подвержена самая плодородная, гранулированная, часть, способная давать урожай, - глубже залегает неструктурированная часть без гумуса. Процесс выноса идёт постоянно, и, в конце концов, мы теряем наше национальное богатство.
К счастью, как бороться с этой проблемой, учёные придумали ещё в XIX веке: академик Докучаев говорил, что спасением может стать развитие лесомелиорации. С тех пор по всей России системно высаживались лесные полосы, защищавшие поля от дефляции. Однако этот процесс прекратился сразу после развала Советского Союза. С тех пор лесополосы не только не высаживались, но активно вырубались: на дрова, для расширения сельхозучастков, под застройку и так далее.
Сейчас крымские учёные разработали новую стратегию развития лесозащитных насаждений в Крыму и направили её в Государственный Совет РК и в правительство республики. В конечном итоге в этом году впервые со времён Советского Союза на восстановление лесополос были выделены деньги из бюджета в размере 200 млн. руб. Осваивать их начали с Раздольненского лесничества: сейчас там создаётся инфраструктура лесного хозяйства, восстанавливаются лесопитомники, началась инвентаризация уцелевших лесополос.

Истощение уже началось

Ещё одна серьёзнейшая проблема - потеря запасов гумуса в крымских почвах. Причин тому хватает. Фермеры не соблюдают севообороты, без конца засевают поля одними и теми же культурами, не дают земле отдохнуть и набраться сил. Лишь редкие хозяйства проводят систематическую подкормку, внося нужный объём удобрений, в первую очередь - органики. Самый лучший и дешёвый способ решить эту проблему - использовать навоз, как это делали при СССР. Но взять его можно только в крупных животноводческих комплексах, а в Крыму их по-прежнему очень мало.
- Только за последнее десятилетие содержание гумуса в крымских почвах снизилось с 2,9% до 2,4% - сельское хозяйство нещадно выбирает его запасы, никак их не компенсируя, - объясняет Виктор Тарасенко. - Гумус создаёт среду, благоприятную для микроорганизмов, которые улучшают пористость почв, проникновение в них воздуха, сохранение влаги. Без него структура грунта меняется, становясь более плотной и тяжёлой.
Раз удобрения сейчас в дефиците, учёные призывают сельхозпроизводителей, по крайней мере, пересмотреть свой подход к производству. Прежде всего, соблюдать севообороты и, по возможности, снижать техническую нагрузку на землю. Благо, новые технологии обработки позволяют это сделать.

Елена ЮМАНОВА.