На кэшбэк надейся, но голову не теряй

19 Июнь 2019 575
По мнению психологов, кэшбэк вынуждает людей покупать больше товаров.
По мнению психологов, кэшбэк вынуждает людей покупать больше товаров.

Чем активнее развиваются маркетинг и банковские сервисы, тем больше в нашей обыденной жизни малопонятных новых слов. Одно из них - кэшбэк. Его всё чаще можно услышать в магазинах и назойливой теле- и радиорекламе. Пообщавшись с экспертами, мы выяснили, что такое кэшбэк, как им пользоваться и кому он выгоден.

Стоит ли доверять пресловутому «возврату наличности»

Это чуждое русскому языку слово можно буквально перевести как «возврат наличности», что в полной мере отражает суть термина. Вы делаете покупку в магазине, а тот возвращает вам часть потраченных денег. Магазин, предоставляющий такой возврат, получает бонус в виде нового лояльно настроенного клиента и повышенного товарооборота, покупателю в благодарность за покупку достаются не абстрактные бонусы, а деньги, которые можно потратить на своё усмотрение.
На первый взгляд такой вид поощрения выгоден всем, но есть свои нюансы. Например, обещанного кэшбэка можно просто-напросто не дождаться. С такой ситуацией чаще всего сталкиваются пользователи многочисленных кэшбэк-сервисов - интернет сайтов, выступающих в роли посредников между магазинами и покупателями.
- Для Крыма кэшбэк - явление новое и поэтому на нём паразитируют все, кому не лень. Есть множество откровенно мошеннических или сомнительных сервисов, которые предлагают пользователю вернуть от 60 до 100% средств, потраченных на покупку. Понятно, что это чистой воды обман, но тем не менее многие рискуют и пользуются услугами этих сервисов. Другие сервисы говорят о том, что готовы вернуть до 10% денег, но в реальности этот процент куда ниже, - рассказывает специалист по финансовой грамотности Светлана Куницына.
Проблема в том, что магазины предоставляют покупателям кэшбэк не напрямую. Для этого им нужен посредник, который занимается привлечением клиентов. Такими посредниками могут выступать банки или те самые кэшбэк-сервисы.
С каждой осуществлённой сделки магазин перечисляет посреднику энную сумму, а тот уже на своё усмотрение делится частью этих денег с покупателем. То есть очень многое зависит от порядочности посредника. По мнению экспертов, большего доверия заслуживают те из кэшбэк-сервисов, что не сулят золотые горы, а обещают вернуть 1-2% денег, потраченных на покупку товаров.
Если же кэшбэк-сервисы не вызывают у вас доверия, а возвращать деньги от сделанных покупок всё же хочется, то обращайтесь в банки. Почти все они задействованы в системе кэшбэка.
- Все без исключения наши клиенты имеют возможность получать выгоду от безналичной оплаты товаров и услуг, - рассказывает Валерий, представитель крупного крымского банка. - Для этого надо делать покупки в магазинах, являющихся партнёрами нашей бонусной программы. Количество таких магазинов в Крыму уже перевалило за тысячу. Отличить их можно по стикерам, наклеенным при входе в магазин, на котором указан и процент кэшбэка.
Впрочем, есть в данном случае и небольшой минус: полученный таким образом кэшбэк можно потратить только в сети магазинов-партнёров. То есть, по сути, клиент банка становится его «заложником» и вынужден тратить деньги не там, где дешевле, а там, где это возможно сделать. Из-за этого есть вероятность попасть в неприятную ситуацию.
- Пару месяцев назад моя мама встречала юбилей. По этому случаю я решила подарить ей дорогой телефон с хорошей камерой. На тот момент у меня в виде кэшбэка накопилось чуть больше тысячи рублей, поэтому на сайте своего банка я нашла магазин электроники, где можно было рассчитаться баллами, и купила в нём телефон. Через пару дней проходила мимо другого магазина и из любопытства решила узнать, сколько там стоит такая же модель, и оказалось, что за неё просят на полторы тысячи рублей меньше. Очень расстроилась, ведь думала, что неплохо сэкономила с помощью кэшбэка, а вышло с точностью до наоборот. С тех пор очень скептично настроена ко всем этим кэшбэкам. Думаю, это такой изощрённый способ побольше заработать на доверчивых людях, - рассказывает жительница Симферополя Ирина Симонова.
По мнению экспертов, вся эта история с возвратом средств придумана с учётом некоторых особенностей психики человека. В обществе с развитой культурой потребления человеку уже недостаточно получить скидку. Мысль о том, что он сэкономил свои кровно заработанные денежки уже не греет душу. Куда приятней думать, что магазин приплачивает нам за сделанные покупки. Так что многие сознательно ищут товары там, где действует система кэшбэк. По большому счёту ничего плохого в этом нет: главное - не терять голову и не впадать в крайности.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.