Серовская столичная

Как юрист музыку в Симферополе писал

21 Май 2019 2648
Александр Серов.
Александр Серов.

Улочка эта крошечная, хоть и находится в историческом центре столицы. Помните отрезок между улицами Екатерининской (Карла Маркса) и Александра Невского (Розы Люксембург)? Это и есть Серовская, улица Александра Серова. Одна из старейших в городе.

Юрист с душою музыканта

Если бы не таблички с номерами, то многие и не догадывались, что это самостоятельная улочка с названием. Из десяти опрошенных горожан трое вначале так и сказали, другие не знали, в честь кого названа: варианты от художника до эстрадного певца. Между тем, в Госархиве республики есть документ горуправы Симферополя 115-летней давности о поименовании улиц, в котором «полагается целесообразным назвать в честь композитора Серова, довольно значительное время жившего в городе». Александр Николаевич Серов посещал губернский город трижды, здесь творил.
Он появился на свет 23 января 1820 года в Петербурге в семье Анны Карловны (урождённой Габлиц) и Николая Ивановича Серовых. С малых лет неплохо рисовал, а вот к музыке тяги не было. Она вошла в жизнь в Училище правоведения: отец - высококлассный юрист - мечтал, чтобы сын пошёл по его стопам. Но пятнадцатилетний парень влюбился в музыку - посещал все концерты, совершенствовал детские навыки игры на виолончели, фортепиано, осваивал скрипку, сочинял для оркестра училища. Окончив его, юноша поступил на службу в Министерство юстиции, при этом свободное время всегда посвящал музыке.
В 1845 году назначен товарищем председателя (сродни нынешнему заму руководителя) уголовной палаты Таврической губернии. Хоть и приехал на полуостров впервые, знал о нём немало: любил мамины рассказы об имении Карловка неподалёку от Балаклавы - ныне территория Чернореченского. Местные называли его по имени хозяина - отца Анны, дедушки Александра. Сенатор и учёный Карл-Людвиг Габлиц, сподвижник Григория Потёмкина, после включения полуострова в состав Российской империи 236 лет назад стал вице-губернатором в Крыму, побывал во всех регионах, составил несколько научных трудов о полуострове. Так что наши края для юриста с душой музыканта были своими и приняли его по-доброму.

Крымские «каникулы»

Хотя и приехал Александр Серов в Симферополь работать, особых дел не было, юриспруденция тяготила - основное время посвящал искусству, прогулкам. Любовался крымской природой и с восторгом писал домой, что Салгир и его берега, поросшие густыми зарослями тополей и каштанов, - «полное очарованье». Открывал для себя горные уголки Крыма, поднимался на Чатыр-Даг, доходя до истока Салгира - «из тёмной пещеры меж крутых скал вытекает прохладная и чистейшая вода». В детстве Александр Серов неплохо рисовал, и, увидев крымские пейзажи, вновь взялся за кисть. Кстати, его любовь к живописи через годы профессионально разовьёт сын - художник Валентин Серов, автор «Девочки с персиками», репродукция которой в советские годы украшала дома многих симферопольцев. Александр Николаевич писал и море, но вскоре познакомился с Иваном Айвазовским, которого «никто не может превзойти в маринистике». Свои впечатления от его картин опишет родным: «Я уже ожидал всего бесподобного по рассказам, но всё-таки остолбенел от удивления при первом взгляде». А художник говорил в ответ: «Артист в душе, да ещё какой, а служит - чиновник в уголовной палате!!!».
Знакомится юрист-композитор и с губернатором Владимиром Пестелем, предводителем дворянства Александром Казначеевым, врачом Фёдором Мильгаузеном. Кстати, благодаря Фёдору Карловичу, смог обучаться игре на органе - в немецкой кирхе, что тогда находилась на Екатерининской (ныне дом 27), неподалёку от нынешней улицы композитора. Так что, когда переименовывали переулок Соборный в улицу Серова, место выбрали неслучайно. Более того, чаще всего композитор музицировал тоже неподалёку - на месте нынешней скрижали 200-летия Симферополя, что в сквере имени Дыбенко. Там находилась гостиная Авдотьи Семёновны Жегулиной, дочери бывшего губернатора Тавриды. Здесь собирались любители музыки, со многими юрист исполнял мелодии в четыре руки. Музицировал и с гастролёрами, как в здании Дворянского собрания (улица Горького, 10) с польским скрипачом Парисом, очень удивлявшимся, что встретил в России, в неприметном Симферополе, прекрасного аккомпаниатора. Александр Николаевич не только аккомпанировал, но и сочинял оркестровую и хоровую музыку в честь Ивана Айвазовского, Фёдора Мильгаузена, в дворянском театре поставили пьесу «Записки демона» на мелодию юриста. В нашем городе закончил и оперу «Мельничиха в Марли», сочинять которую начал ещё в Санкт-Петербурге. Потом сжёг партитуру, но тут же начал писать оперу по повести Николая Гоголя «Майская ночь», отрывки из неё даже играл симферопольским слушателям.

Признание Россией

В 1848 году Александра Серова перевели в Псков, где он решил вообще оставить службу и заняться музыкой, но финансовые трудности вскоре заставляют вновь вернуться в Министерство юстиции. И уже через год новое назначение в полюбившийся Симферополь. Местная тишина и понимание коллег позволяют больше отдаваться творчеству, появляются новые произведения, продолжается работа над «Майской ночью». Но через два года перевод в Петербург. Здесь Серов творит с трудом, зато преуспевает как музыкальный критик. Кстати, публицистический дар Александра Николаевича тоже раскрылся в Крыму, когда он описывал местные пейзажи родным.
Мечта вновь поселиться в Крыму сбывается в 1852 году - живёт то в столице губернии, то у знакомой в деревне Бурлук под Севастополем, и пишет, пишет... Уже в конце 1853-го сообщает другу об «окончании вожделенной «Майской ночи». В Крыму она зародилась, в Крыму, видно, суждено было ей созреть окончательно».
В январе 1854 года композитор навсегда покидает полюбившийся полуостров. Что произошло дальше - точно неизвестно, только опера «Майская ночь» так и не была поставлена, композитор, как, наверное, и в случае с первым трудом, уничтожил партитуру. Следующую оперу - «Юдифь», которая принесёт композитору известность, он напишет лишь в 1862-м, через год её поставят на сцене Мариинского театра. Потом - опера «Рогнеда», знакомство с писателем Александром Островским и идея на основе его пьесы «Не так живи, как хочется» создать музыкальную драму из народного быта - «Вражья сила».
Её закончит жена Валентина Семёновна, самого композитора не станет 1 февраля 1871 года. В Санкт-Петербурге на некрополе Александро-Нев­ской лавры на углу первой и второй дорожек музыкантов на постаменте из белого мрамора - бронзовый бюст, надмогильный памятник композитору. Примечательно, что имя святого русского князя хранит покой Александра Серова и в Питере, и в Симферополе, ведь улочка имени композитора находится за кафедральным собором во имя Александра Невского.
А бюст влюблённого в Крым музыканта расположен во дворике на улице Серова, 14, в доме, где он одно время жил.

Наталья ПУПКОВА.
Фото
с сайта www.mariinsky.ru