Крым. Весна Победы

9 Апрель 2019 1010

Так называется раздел на сайте Министерства обороны страны, посвящённый 75-летию освобождения полуострова от фашистов. Вчера, в день начала Крымской наступательной операции 1944 года, опубликованы уникальные документы из фондов Центрального архива Минобороны РФ. Многие - впервые.

Приказ командующего 51-й Отдельной армией, сформированной на полуострове, от 30 августа 1941-го. «Создать укреплённые районы вокруг Симферополя, Карасубазара (Белогорск), Евпатории и Феодосии. Работы по созданию противотанковых и противопехотных препятствий производить силами местного населения. Для ускорения работы использовать средства механизации (тракторные лопаты, экскаваторы)». Большей частью противотанковые рвы, «глубина 3 метра», крымчане рыли вручную. В оккупацию они стали могилами. В одном только Феодосийском фашисты уничтожили тысячи человек, от младенцев до стариков, - евреев, крымчаков, подпольщиков, военнопленных.
Донесение полковника Владимира Вильшанского, командира 8-й отдельной бригады морской пехоты ЧФ, оборонявшей Севастополь. Последний бой они приняли в ночь на 1 января 1942 года. Два батальона трижды ходили в атаку, заняли высоту, но враг начал артобстрел реактивными минами. Морпехи удержали плацдарм, «потеряли тогда 150 бойцов. Погиб один из лучших командиров батальона капитан Хотин» (36-летний Алексей Анисимович. - Ред.). Через неделю бригаду, в которой осталось не более 600 бойцов (численность изначально от 5000 до 8000), расформировали.
Нельзя без содрогания читать дневник защитника Аджимушкайских каменоломен политрука роты 83-й мотострелковой бригады Александра Сарикова (умер в июле 1942-го от истощения) «Вновь в 8 часов утра враг начал пускать газ. Казалось, что смерти не избежать». Но около 15 тысяч человек - «Полк обороны Адж. кам. им. Сталина» - держались с мая по октябрь 1942-го, давая отпор врагу. Кстати, Минобороны опубликовало документы об осмотре каменоломен после освобождения Крыма частями Красной армии.
Увы, есть и недочёты, которые уже поторопились растиражировать многие СМИ. «Новые» данные в современном тексте, не сверенном с документами 1944-го. «9 апреля вой­ска 4-го Украинского фронта перешли в наступление на Крымском полуострове. (Хотя известно из доклада комфронта Фёдора Толбухина, воспоминаний ветеранов, что началось оно 8 апреля - в 10.30 после 2,5 часов артподготовки). 14 апреля заняли г. Судак и достигли юго-восточную окраину г. Симферополя, 14 апреля был освобождён г. Ялта». Судак, да, 14-го освободили, а вот Симферополь всё-таки - 13-го. В опубликованном донесении штаба Приморской армии напечатанное на машинке число 14 вручную исправлено на 13-е. И в строчке об освобождении Ялты - рукописное уточнение - «15.4», именно тогда освободили город.
Ошибка вкралась и в данные о Василии Ершове из раздела «Герои Крыма». «13 апреля в составе десанта на танке был в разведке, когда при подходе к селу Ашага-Джали танк был внезапно обстрелян и обезоружен. Группа десантников из 9 разведчиков попала в окружение и два часа билась с батальоном румын». Произошло это 12 апреля, когда разведчики помешали фашистам взорвать в здании школы жителей села Ашаг-Джамин. 13 апреля на рассвете враги расстреляли героев. «После ухода румын, читаем в публикации на сайте, местные жители бросились к растерзанным телам, среди которых обнаружили одного бойца, подававшего признаки жизни. Им оказался рядовой Ершов. Но спасти его не удалось». На самом деле - удалось. В 1965-м Василий Александрович приезжал в Геройское - так назвали село, был гостем нашей газеты. Умер в декабре 1971-го.
Но эти недочёты - всё же мелочь по сравнению с работой, проведённой архивистами, позволяющей на странице http://june-22.mil.ru/cremea44 хоть немного прикоснуться к событиям 75-летней давности.

Наталья ПУПКОВА.