Будет, где трудиться, - останемся

В Первомайском районе нужны газ и работа

30 Ноябрь 2018 953
В большинстве крымских сёл «молодёжь» - это пожилые люди.
В большинстве крымских сёл «молодёжь» - это пожилые люди.

Эстонцы, немцы, евреи, крымские татары, украинцы, русские… На землях Первомайского района селились разные люди с разными судьбами. Жители этой степной части полуострова пережили выселение немцев и крымских татар, расстрелы евреев во время фашистской оккупации. Но они сохранили веру в то, что всё еще может быть хорошо. Главное, чтобы работа была.

С газом - рай!

Портрет Амет-Хана Султана на стене дома, древний колодец, из которого раньше доставали воду при помощи лошадей, красивое кладбище с большими голубыми воротами. Всё это о селе Сары-Баш в Первомайском районе. Уникальный населённый пункт пережил две депортации: немецкую и крымскотатарскую. В конце 90-х он возродился, начал развиваться. И сейчас здесь из многих домов слышны песни на крымскотатарском языке. На нём же обучаются дети в местной школе.
- Я на заводе работал, нас директор собрал и сказал, что можно возвращаться в Крым, - рассказывает Азиз, житель Сары-Баша. - На голосование у нас поставили, кто куда поедет. Я сам из окрестностей Судака, но попал сюда, в Первомайский район.
Таких людей здесь много. Большинство из них знает историю уже родного села. Сейчас тут 9 улиц, 1 проспект и 1 переулок, школа, хорошие дороги. Появилось село в 1783 году, в нём селились немцы.
В окрестностях тогда жили крымские татары, они, возможно, и дали такое название поселению. Сары-Баш переводится как «жёлтая, рыжая голова», а гости из другой страны как раз отличались светлыми волосами. В середине XIX века крымские татары уехали в Турцию, это связано с событиями Крымской войны. В записях тех времён указано, что на месте села остались развалины. Однако всего через 25-30 лет тут появились новые жители, и уже в 29 дворах кипела жизнь.
В 1941 году из села были депортированы немцы. В некоторых домах поселились крымские татары, но жить на этой земле им оставалось недолго - в 1944 году началась другая депортация. Примерно в это же время Сары-Баш стали называть иначе - Танино. Однако никто не может вспомнить, почему появилось такое обозначение. Только в 1990 году вернулось первоначальное название - Сары-Баш. Вместе с ним вернулись и люди. До 90-х здесь жило около двухсот человек, а потом - 1200.
- Мы сюда приехали работать, - вспоминает Азиз. - Дом своими руками строили, так всё делали. Я ещё сыновьям помогал строить, мы ещё три дома поставили. Скотины много держали, ремонтировали кошары, работа разная была.
Азиз за свои годы повидал многое: жил в Казахстане и Узбекистане. Сейчас это почтенный старик с очень добрыми глазами. Он говорит тихо, в его слова вслушиваешься, пытаясь запомнить каждую деталь. Только в конце разговора он вздыхает и говорит, что молодёжь разъезжается, многие хотят жить в городе. «Село есть село», - резюмирует Азиз и улыбается, потому что ему тут живётся хорошо, он свой Сары-Баш любит.
В доме напротив по двору бегают дети. Шумно обсуждают что-то, мастерят, смеются. Нам навстречу выходит мужчина, он выглядит довольно молодо. Арсен приехал в Сары-Баш в 1989 году, говорит, что тогда ещё много домов было, кошары работали, коровники. Поначалу было сложно, потому что не было воды - её привозили на машинах.
- Мы так восемь лет мучились, таскали её постоянно, а сейчас вот круглосуточно есть, спасибо «Крымской водной компании», - рассказывает Арсен. - Нам бы ещё газ сюда провести - был бы рай! Так у людей печи, три тонны угля уходит за зиму, по 12 тысяч руб­лей каждая. Эх, если бы был газ! Я бы второй этаж построил, жил бы припеваючи!
Арсен говорит, что молодые семьи всё же уезжают потихоньку. Подтверждение его слов - статистика. В 2001 году тут жило 1200 человек, сейчас - около 800.
- Мужчины ездят на стройку работать: в Симферополь и Ялту, - рассказывает о трудностях Арсен. - Я вот никуда не езжу, мне тут нравится. Свежий воздух у нас, красиво! Детей у меня пятеро, дом есть, нам тут хорошо. Хочу, конечно, чтобы дети тут жили, но нужно, чтобы работа и газ были.
Помимо крымских татар, в Сары-Баше живут и русские. Их около 30 семей, дома стоят по улицам Мира, Новой, Зелёной. Конфликтов никогда не было, жили дружно, с пониманием относились к тяготам соседей. И этим словам веришь. В Сары-Баше почему-то очень хорошо, спокойно, уютно.

«Ведьма тут жила...»

Первомайский район уникален тем, что в XX веке множество его сёл были немецкими и еврейскими. Так, Открытое на границе с Сакским районом когда-то называлось Найброд. Переводится это, по словам местных жителей, как «Безхлебье». В начале XX века тут сначала появился еврейский переселенческий участок №63, до начала Великой Отечественной войны все жили мирно и спокойно. Потом часть населения была эвакуирована, часть расстреляна.
- Нас по-разному называли, и Найбард говорили тоже, - рассказывает местный аксакал Валера (так его тут и называют. - Ред.). - Я вам скажу, почему так. Везде дожди могут идти, а у нас ни капли не будет, поэтому и хлеба тут нет. Говорили, что раньше жила в селе ведьма - баба Зося. Мол, это она так делает, что мы без дождей. Но она померла, а так всё и осталось.
Валера живёт в Открытом не один десяток лет. Говорит, что народ тут замечательный, вражды никогда не было и не будет. В трудную минуту сельчане всегда готовы прийти на помощь, поддержать друг друга. Рассказывает, что если кто-то отправляется к праотцам, всем селом собирают на похороны. И это не принудиловка, а добровольная помощь. Так собирают и на праздники, устраивают веселье.
- Люди-то хорошие, но вот работать им негде… - вздыхает аксакал Валера. - Когда был СССР, у нас всё было: коровники, свинарники, лошади, карьеры действовали. Мы в две смены работали, пахали везде, не успевали управиться. А сейчас что? На тракториста выучиться - плати, раньше-то даром было. В карьере только на бутылку можно заработать разве что 100 рублей.
Валера добавляет, что и дети другие стали. В интернете сидят с утра до вечера, в лице меняются сразу, как только он заканчивается, беспокойные прям. И добавляет, что раньше было веселее, по-настоящему всё было как-то.
- Мы на велосипедах гоняли, с фонариками играли, а сейчас молодёжь не та… им бы покурить, выпить. Хотя и мы раньше курили. Мамка давала 20 копеек каждый день на обеды, а пачка «Новости» стоила 18. Я думал, лучше голодный буду, хлеба с салом из дома заберу, а на 20 копеек возьму пачку сигарет и две коробки спичек. Отвезли нас в школу в Каштановку, мы там слезли и в степь сусликов ловить. Вместо тетрадок в портфеле картошка была. Жарили сусликов и картошку. Вот тогда весело было, а сейчас траву там курят, ещё чего. Другие все. Сейчас у них только интернет, нам его в село провели. Всё у нас есть, кроме хорошей жизни и дождя, - подытоживает Валера.
Разговариваем мы с ним в магазине. Причём магазин этот удивительный - выбор тут огромный, всё свежее. Ощущение такое, что мы в городе, а не в селе за много километров от Симферополя. Продавщица по имени Зейбурье добавляет, что хозяин старается делать так, чтобы хорошо было.
Пока мы разговариваем, сельчане спрашивают, что там с дождями, обещают или нет. Но сами на осадки не сильно надеются. Да и не в дожде дело. Все говорят одно - нам нужна работа. Тогда и жизнь будет.

Статистика

Первомайский район находится на северо-западе полуострова, в его степной части. Здесь проживает около 32000 человек. Помимо русских, украинцев и крымских татар, тут можно встретить белорусов, эстонцев, греков, армян, узбеков, молдаван. За последние несколько лет в районе появились 17 детских игровых площадок в 11 сельских поселениях. В Первомайском районе работает молочно-товарный комплекс «Крым-Фарминг», который производит около 67 тонн молока в день.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.
Фото автора.