Засуха - это не проблема, а задача

31 Октябрь 2018 913
Анатолий Репецкий
Анатолий Репецкий

Весна и лето 2018 года выдались тяжёлыми для сельского хозяйства полуострова. Отсутствие дождей привело к тому, что погибла значительная часть урожая. Пока об обильных осадках говорить рано. Кроме того, почвенная засуха не исчезает «после дождичка в четверг». Как избежать серьёзных последствий засухи, что делать, чтобы Крым кормил и себя, и другие регионы, нам рассказал эксперт Анатолий Тимофеевич РЕПЕЦКИЙ, кандидат сельскохозяйственных наук. Много лет он был главным агрономом колхоза им. В. И. Ленина Раздольненского района, главным агрономом самого района, фермером.

- Подведены сельхозитоги нынешнего года: одной из главных причин неудач в зерновом хозяйстве названа засуха. Сказалось и отсутствие днепровской воды. Каково ваше мнение на этот счёт? И чем отличается происходящая сейчас ситуация от колхозно-совхозной системы, при которой вы работали?

- Согласен, но не полностью. Во-первых, зерновые на орошении (кроме риса и кукурузы) занимали весьма незначительный процент, на поливе размещались кормовые культуры, так требовало огромное животноводство. После закрытия Северо-Крымского канала природа в виде условной компенсации четыре года баловала земледельцев щедрыми осадками. Мы расслабились и забыли, что живём в довольно-таки засушливом климате. Мы перестали бороться за влагу, что прежде было смыслом нашего земледелия. Вот именно в этом и есть основное отличие. Типичная картина для сегодняшнего дня: июль, в тени 35 градусов, на поверхности почвы более пятидесяти, по полю движется мощный трактор, готовит почву под озимые, за ним до небес облако пыли, как после удара залпового огня.
О какой влаге может идти речь? Происходит пересушивание, уничтожение последних капель, если они ещё там есть.

- Как быть? Почву ведь готовить нужно?

- Можно ждать осадков или работать ночью, когда есть вероятность отпотевания её поверхности. Это бывает при перепаде температур, иногда после полуночи выпадает роса. Тем более при ночной обработке семена сорняков, не получая солнечного импульса, обычно не прорастают.
Кроме того, нужно посмотреть на то, чем и как мы обрабатываем землю. Дело в том, что тяжёлые дисковые орудия раньше применяли только на орошении. Выпускалось такой техники немного, и, к счастью, она была технически несовершенна. Сейчас они преобладают и допущены к работе на суходоле. Да, спору нет - агрегат мощный, прекрасно справляется с бурьянами и хорошо рыхлит почву. Но есть одно, довольно неприятное «но»: мощные диски пересушенные карбонатные почвы легко и бесповоротно превращают в пыль, а на ней получить урожай сложно. Вот здесь, видимо, и отгадка тому факту, что на суходольных паровых колхозных полях при благоприятных погодных условиях собирали зерна по 60-80 центнеров, причём без удобрений, так как их для суходола просто не выделяли. Нынче на парах, за небольшим исключением, - по 40-50. Распылённость наших почв высока и продолжает расти катастрофически. Проще говоря, мы теряем нашу землю.

- Вы проводили какие-либо исследования по этой проблеме?

- Нет, но достаточно посмотреть эту почву на ладони: пыльной фракции более половины. Причём превратить почву в пыль можно за несколько часов безграмотной обработки, а вот для её восстановления потребуются десятилетия. Но превращение почвы в пыль опасно не только снижением урожая, в случае возникновения пыльных бурь мы можем полностью лишить наши поля гумуса - естественного плодородия, которое и без того находится сейчас на довольно низком уровне. Об этом нельзя забывать ни на минуту.

- Пыльные бури действительно были большой проблемой для Крыма до создания Северо-Крымского канала. Есть вероятность, что они могут появиться вновь?

- Я пережил несколько пыльных бурь на своём веку, начиная с 1958 года. Хорошо запомнил особо сокрушительную в 1969 году и последнюю в 1972-ом, когда не было не только зерна, но даже и соломы, и крымчанам для спасения животноводства пришлось завозить её из Кировоградской области. Крымский НИИ сельского хозяйства некоторое время поднимал эту проблему в СМИ и в результате свёл всё к возрождению лесополос, что, на мой взгляд, совершенно неверно, ведь никакая лесополоса не может предотвратить возникновение эрозионного процесса. Это очень опасное заблуждение.

- Но почему? Они ведь так и названы - полезащитные.

- Думаю, что такие лесополосы задумывались для защиты границ полей и хозяйств. Если бы их закладывали как защиту от ветра, то в пространстве должна быть совершенно иная ориентация. В Крыму очень редки восточные и западные ветры, а южные и северные и того реже. Наш бич - это ветры юго-западные, но особенно северо-восточные. Заявление некоторых учёных насчёт того, что ветер за лесополосой стихает, и даже над ней - это абсолютный бред. Если бы это хоть на каплю соответствовало истине, то тогда в городе возле хрущёвской пятиэтажки можно было бы ходить с зажжённой свечой. Какое неуважение к столь солидной стихии! На самом деле, когда ветер встречает на своём пути препятствие в виде лесополосы, то его скорость возрастает в несколько раз. Воздушный поток становится мощнее, и, падая на поле неподалёку от лесополосы (30-50 метров, в зависимости от её высоты), он вырывает с поверхности поля мелкозём и даёт начало его движению.

- Выходит, что сами лесополосы являются причиной эрозии?

- Процесс возникнет вне зависимости от того, есть лесополоса или нет. Всё регулируют скорость ветра и состояние поверхности почвы. Защитить себя может только лишь сама почва. Всё это хорошо описано у академика Бараева и у других исследователей.
В частности, плоскорезная обработка с оставлением стерни уже апробирована в наших условиях, и, кстати, способствует лучшему накоплению и сохранению влаги. Полностью остановить ветровую эрозию сможет нулевая обработка. Но это уже иная, специальная тема, не стоит говорить о ней вскользь. Пока же нас каким-то образом стихия щадит, хотя в 2004 -2008 годы отдельные случаи выдувания посевов ярового ячменя, льна и засекания их листьев наблюдались у нас и у соседей (первомайцев и сакчан), но очень кратковременно. Нас спасли тогда большие площади необработанной пашни и выпавшие осадки. Но это пока.
Наиболее губительно действие засухи для нашего основного хлеба - озимых культур. Негативное влияние проявляется во время налива зерна, которое приходится чаще всего на первую, а иногда и на вторую декады июня. Нам стоит попытаться перейти на более ранние сроки сева озимых, тогда и в наливе зерна возможен сдвиг на конец мая и первую пятидневку июня, когда ещё не бывает страшной жары. Такое практиковалось в 60-70 годы прошлого века. Но ранний срок опасен вспышкой болезней и ростом активности вредителей. Для этого необходим подходящий сорт.
И он был в производстве - это пшеница Безостая-1. Она не только не боялась раннего срока сева, но даже в январе, во время охоты на зай­цев, можно было найти на меже колосок, сохранивший все до единого свои янтарные зёрна, хотя срок его уборки уже полгода, как истёк.

- Возможно, вы назовёте и другие сорта, на которые следует обратить внимание?

- Если говорить о сортах, то их на полях должно быть не более двух-трёх, обязательно прошедших испытание на сортоучастках не менее 8-10 лет. То, что у нас в обиходе около сотни сортов пшеницы, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Откуда они взялись? Если наши знаменитые селекционеры Кириченко и Гаркавый (я был с ними знаком лично) утверждали, что для выведения нового сорта уходит не менее 10-15 лет, а зачастую и больше. Значит, это сорта однодневки с успехом на один сезон, и каждый год новые. Хорошо зарекомендовавший себя сорт пшеницы, урожайный и устойчивый к болезням и вредителям, должен высеваться постоянно один и тот же. Только так он сумеет приспособиться к нашим почвам, климату и к нашим неблагоприятным условиям, в первую очередь, к засухе, столь частой гостье в степном Крыму. А не варяг, привезённый неизвестно из каких весей.
Если подвести итог, то для борьбы с засухой следует отказаться от отвальной вспашки, от плуга, заменив его на плоскорез. Вместо иссушающих почву дисковых лущильников шире применять мелкие культивации. Настоящий, грамотно обработанный пар позволит накопить влагу, достаточную для удовлетворительного урожая зерна. Уйти от засухи смогут яровые культуры, высеянные в февральские «окна». Особенно интересен в этом плане может быть горох, который ещё и неплохо очищает почву от сорняков. Следует подумать о возрождении сортоучастков, без них мы не наведём порядок в семеноводстве, а это тоже один из факторов защиты от засухи. Рекомендаций достаточно, главное, уметь ими пользоваться.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.