С десантом для Югославии

6 Февраль 2018 799

Заранее предполагалось, что спецкор нашей газеты отправится на подшефном большом десантном корабле «Ямал» в Грецию с российскими военными миротворцами на борту, которые затем проследуют в Югославию. Но пока готовились личный состав и боевая техника и согласовывалось в Главном штабе ВМФ России наше участие в этой операции, я ушёл в отпуск и улетел в Санкт-Петербург. И вот мне звонят из Симферополя, что надо срочно быть в Новороссийске, где стоит наш корабль.

Редчайшая удача совершить на его борту дальнее плавание. Тут медлить непозволительно. С помощью питерских газетчиков в экстренном порядке приобретаю билет на самолёт и на следующее утро вылетаю в Симферополь. А вечером того же дня еду на автобусе в сторону кубанского берега.
Утром я в Краснодаре. Но не имею понятия, куда ехать дальше, потому что не знаю, в каком пункте побережья стоят десантные корабли. Наугад беру билет до самого Новороссийска. А в дороге, слава Богу, язык довёл меня до нужного места. Точнее, помогли водитель и пассажиры, с которыми я поделился своими опасениями. Попутчики оказались весьма осведомлёнными людьми. Сказали, что десантные суда стоят на рейде в Агойской бухте, в 15 километрах от Туапсе. А через несколько часов показали мне в сторону моря, где корабли покачивались на лёгкой волне.
Напротив них, вблизи берега, я сошёл с автобуса и почти сразу оказался на каком-то малолюдном пляже. На удивление и здесь мои шаги оказались абсолютно безошибочными. Поразмыслив, что если начну махать руками или собственной рубахой, меня едва ли заметят с «Ямала». И пошёл искать каких-нибудь военных. Должен же быть здесь кто-нибудь, имеющий отношение к отправке миротворцев. И довольно скоро набрёл на палатку, располагавшуюся в тени низеньких деревьев. Оказался в пункте связи с десантом. Дальше события развивались, как и положено в военной сфере. О моём появлении связисты сообщили на «Ямал», а через несколько часов меня взял на борт баркас, присланный к берегу с рядом других поручений.
И вот 24 июля 1999 года отряд из трёх кораблей, напутствуемый тогдашним главнокомандующим ВМФ России Владимиром Куроедовым, кильватерным строем взял курс на Босфор. Здесь уже не было волнений. Маршрут и пункт назначения известны, лично от тебя ничто не зависит. Сиди в офицерской каюте, которую мне предоставил командир корабля, капитан 2 ранга Игорь Гавриш, читай книгу, заноси в блокнот дорожные впечатления или стой на палубе, любуйся морским пейзажем, который при всём своём однообразии никогда не надоедает.
Впрочем, я взошёл на корабль не созерцать голубые просторы, а работать. Тем более, что беседовать с военными людьми тоже было интересно. С молодыми ребятами, пришедшими служить в десантные войска в основном из сухопутных российских широт. Эти люди впервые видели безбрежные морские дали, испытывали морскую качку, удивлялись дельфинам, пытавшимся обогнать судно. С офицерами, предвидевшими трудности, которые ждут их в югославской провинции Косово, угадывалась их решимость выполнить задачи, возложенные на них родной страной.
Через двое суток наш отряд достиг турецкого берега. Проходим через Босфор. По его берегам привлекают внимание современные здания, остатки сооружений старинных крепостей, мечети, дворцы… Над головой проплывает знаменитый мост, связавший через Босфор Европу и Азию. А впереди - пролив Дарданеллы, Эгейское море, а там и до крупнейшего греческого порта Салоники рукой подать.
 С того времени прошло уже 18 лет. Но до сих пор в сознании встают яркие моменты морского похода. Помню безукоризненную швартовку корабля к бетонной стенке. Перед тем к нам на борт поднялся шкипер, присланный руководством порта для оказания помощи. Но Игорь Гавриш тактично отказался от его услуг. И очень ловко сумел выполнить эту сложную операцию в незнакомой обстановке. Потом в течение какого-нибудь часа был выгружен десант.
А это до трёх десятков танков, бронетранспортёров, тягачей с цистернами горючего, автомобилей. На них миротворцы своим ходом направились к югославской границе.
А нашим морякам было отведено двое суток для ознакомления с Салониками. По-дружески отнеслись к черноморцам власти города. Они предоставили гостям автобусы. Обеспечили экскурсии по городу, посещение музеев, достопримечательных мест. Мы оказались в центре внимания простых горожан. Нашему пребыванию были посвящены передачи по местному телевидению, которые мы выдели по телевизору в кают-компании «Ямала». В местной мэрии устроили приём для старшего начальника отряда, тогдашнего командира дивизии надвод­ных кораблей Черноморского флота, контр-адмирала Владимира Васюкова и командиров десантных кораблей. На флагмане отряда «Азове» был организован ответный приём для высоких городских гостей.
Мне довелось побеседовать с бывшими нашими соотечественниками, которые в тяжёлые 90-е годы прошлого века вынуждены были покинуть родину. Многие их этих людей нашли работу, некоторые по старой привычке торговали сигаретами, различным ширпотребом в людных местах города. С ностальгией вспоминали родину. Высказывали сожаление по поводу того, что матушка Россия допустила бомбардировку странами НАТО братской Югославии.
Поздно вечером 30 июля мы покидали греческий берег.
В обратный путь, что называется, порожняком корабли шли на повышенной скорости. Несколько настораживало то, что как в прямом, так и в обратном направлении наш отряд шёл без боевого охранения. Курс следования штурманы выверяли по американской навигационной спутниковой системе. В советские времена существовала собственная, но постепенно спутники выработали своей ресурс, а на их замену не хватало средств. Тогда действовали по принципу «Быть бы живу». Сейчас другие времена. Черноморский флот Российской Федерации прочно обосновался в Средиземноморье. Создана собственная глобальная навигационная спутниковая система. Флот пополняется новейшими кораблями. Но это уже другие истории.

Иван ДЬЯКОВ.