Выпьем или о звёздах поговорим?

26 Октябрь 2018 829
Универмаг в Угловом из социализма перешёл в жестокий капитализм.
Универмаг в Угловом из социализма перешёл в жестокий капитализм. Фото автора.

В Бахчисарайском районе есть сёла, расположенные как в горах, так и у моря. Жизнь в них разная. В Синапном негде гулять с детьми, в Угловом покупают жильё наши соотечественники с материка. Есть населённый пункт, о котором должен знать каждый крымчанин, - пгт Научный. Его жители могут встретить на улице учёного, изучающего астрофизику.

«Как же у вас дорого!»

В Угловом есть всё для счастливой жизни. Газ, электричество, канализация, магазины, красивый пляж и два мыса по его краям: Лукулл и Керменчик. До Севастополя и Симферополя - 30-40 минут на машине, не больше. Это отличное место для жизни и отдыха. Так несколько лет думали Виктор и Татьяна из Москвы. Думали, думали и переехали. В селе они не единственные гости с материка, здесь живут семьи из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. После 2014 года сюда стали приезжать наши соотечественники из других регионов в поисках красивой природы и чистого воздуха. Угловое нравится многим ещё и потому, что тут работают школа, детский сад, магазины - жизнь кипит. Это не заброшенное в горах Высокое, до которого мало кому есть дело.
- Мы купили дом, построенный 50 лет назад, захотели тут жить, - рассказывает Виктор, - но быстро столкнулись с тем, что Крым после 25 лет на Украине - совершенно другая история. Во-первых, нас обманули со строительством. Не только нам, но и нашим соседям насчитали огромные суммы. Во-вторых, у вас ну очень всё дорого! Катастрофически высокие цены. Мы, когда приезжали сюда в 2014 году, везли с собой продукты на машине. На материке покупали мебель, даже матрас надувной доставили на самолёте. У нас он стоил 5000 рублей, а у вас 20 тысяч.
Несмотря на дороговизну и отношение к приезжим как к источнику дохода, Виктор и Татьяна своей жизнью довольны. Ищут квартиру в Севастополе - дочь хочет туда приезжать отдыхать. Гостям с материка очень нравится крымская природа.
В море они купаются даже в октябре, не то что теплолюбивые крымчане.
Но не всем так хорошо живётся в Угловом, как гостям из Москвы. Возле огромного универмага мы встречаем местную жительницу и тоже Татьяну. Она много лет трудилась в Бахчисарайском райпо, а теперь может оказаться без работы. Руководство организации после 2014 года менялось несколько раз, до сих пор то одни, то другие начальники делят торговые павильоны, магазины, предприятия.
- Вот стоит универмаг посреди Углового, я работаю в нём с 1982 года, - поясняет крымчанка. - С февраля 2014 года у нас появились незнамо какие хозяева в райпо, мы до 2016-го держались, было 9 предпринимателей, теперь осталось пятеро. Мы все пенсионеры, а нас отсюда выживают. Год назад, в июне, отключили свет, объяснили тем, что мы должны отсюда уйти. Но у нас есть все документы, мы платим налоги, а торгуем без электроэнергии. На одну из нас уже в суд подали!
Разговор с Татьяной получается коротким. У неё поломался старенький велосипед - самый популярный вид транспорта в сёлах. Она катит его по дороге и говорит, что ей нужно идти, но обязательно зовёт приехать снова, чтобы пенсионеров защитила газета.
Рядом с универмагом - частный магазинчик. Продавец в нём на вопросы отвечает неохотно, говорит, что газ, вода и свет есть, больше ничего не нужно.
Люди здесь, и правда, на жизнь не жалуются. Их посёлок можно назвать богатым: есть работа в агрофирме «Черноморец», летом можно заработать на туристах, все бытовые удобства давно созданы. Одна из жительниц роняет фразу: «У нас тут город скоро будет, вот увидите».

«Дети никому не нужны»

Из почти благополучного Углового мы уезжаем в Синапное. Это село расположено в глубине крымских гор, в верховьях реки Кача. Рядом с Синапным когда-то были и другие поселения, но они исчезли во время строительства Загорского водохранилища. Историческое название - Улу-Сала - переводится как «Большая Сала», причём слово «сала» необъяснимо ни на одном из известных языков.
Дорога сюда - отдельное приключение. Невольно вспоминается Высокое, к которому можно доехать только на первой передаче, постоянно нажимая тормоз. До Верхоречья асфальт хороший, ям почти нет. Стоит повернуть к Синапному - начинаются приключения. Ухабы через каждые 10-20 метров. Причина такая же - с гор спускается вода и размывает асфальт. Ремонтировать дорогу никто не хочет, как говорится в советском мультфильме: «И так сойдёт!».
В Синапном хорошо живут пенсионеры и спивается молодёжь. Здесь когда-то работал совхоз, даже в 90-х годах люди жили относительно хорошо. До 2001 года предприятие держалось, потом развалилось. Пенсионерка по имени Максуде из Синапного знает, почему так случилось.
- Мы жили хорошо, у нас продукты были, много хлеба, - вспоминает пожилая женщина, - мы им скотину кормили, этим Бога и прогневили… Развалилось всё, но я так думаю: кто хочет найти работу - тот найдёт.
Продавщица в магазине по имени Юлия так не считает. Пенсионерам живётся приемлемо, у них есть стабильный доход в виде денег от государства, льготы на проезд, свои огороды. Молодым сложнее.
- Зарплаты мне не хватает, как и многим другим в Синапном. Мы ходим в лес по ягоды и грибы, потом у нас это покупают перекупщики, у кого виноград есть, у тех тоже его берут. Особенно тяжело у нас мамам с малышами. Школа и детский сад только в Верхоречье. Там же - площадки для спорта, отдыха. Мамочки туда ездят с малышами поиграть, на горке чтобы они покатались хотя бы.
Пример того, как тут живёт молодёжь, вскоре появляется перед глазами. Юлия отлучается на время из магазина, под ним собирается молодёжь. Всем около 18-20 лет, днём в воскресенье у них в руках бутылки с пивом. Как только магазин откроется, они купят ещё. Заняться здесь больше нечем… разве что сходить на озеро, наловить раков, но их просто так есть не будешь...

Поговорим об астрофизике?

Бальзам на душу после Синапного - Научный. Дорога идеально ровная, кажется, можно губы красить в машине, пока мы едем. Сам посёлок - красоты невероятной. Высокие деревья, аккуратные домики, умиротворяющая природа. Здесь сразу хочется жить и работать. Кем? Конечно, астрономом. Огромные телескопы Крымской астрофизической обсерватории (КрАО) видны издалека.
- Я даже не знаю, что про село рассказать, это вам к экскурсоводам. У нас многие работают в обсерватории, другие ездят в Симферополь и Бахчисарай, я вот закатки делаю. Бывает, просидишь день, и никто ничего не купит, а бывает, раскупают быстро, причём даже свои. Вообще-то у нас люди хорошие, порядочные. Молодёжи стало больше в последнее время, многие жильё тут покупают. У нас есть всё: газ, свет, школа, садик, амбулатория, магазины, - рассказывает местная жительница Инна.
Посёлок строился во второй половине XX века. Дома возводили так, чтобы они не мешали учёным, поэтому есть верхний и нижний Научный. И люди, которые живут в верхнем, кажутся небожителями.
- Я подозреваю, что живу здесь с тех пор, когда ещё ваша мама не родилась, - начинает неторопливую беседу Роальд Евгеньевич Гершберг, научный сотрудник КрАО. - Вы знаете, что здесь было картофельное поле? Все деревья высадили, тут ничего не росло. В 1954 году сюда переехала администрация, а в 1955-м было официальное открытие, тогда и приехали многие астрономы со всего СССР, даже из других стран.
Роальд Евгеньевич сначала пять лет жил в Симеизе, пока учился в аспирантуре, потом переехал в Научный в 1960 году и до сих пор трудится. «Всего» 63 года он отдал обсерватории, и это ещё не предел. Роальд Евгеньевич изучает звёздный магнетизм, посвятил ему много лет своей жизни. Он - часть особого мира посёлка, в котором думают о звёздах круглосуточно.
Учёные из нашей обсерватории открыли более 1,5 тысяч астероидов, огромное количество переменных звёзд, три кометы. Именно сотрудники КрАО обнаружили вулканические явления на Луне.
Научный, пожалуй, единственный посёлок в Крыму, в котором можно на лавочке поговорить об Айзеке Азимове или во время прогулки обсудить чёрные дыры. В этом весь Бахчисарайский район - разносторонний, неповторимый, яркий. В сёлах здесь думают о вечном и приземлённом одновременно, изучают звёзды и покупают пиво в магазине в разгар жаркого дня. Главное - сюда хочется возвращаться. Гулять по Качи-Кальону, съездить ещё раз в Высокое, поймать раков в озере под Синапным, поговорить о звёздах в Научном и искупаться в Угловом. Не хватает одного - чтобы проблемы обычных людей решались. Они живут в уникальной части полуострова и достойны того, чтобы у них были детские площадки, газ, электричество, хорошие дороги. Хочется верить, что лет через двадцать Татьяна из Высокого вместо фразы «после СССР у нас жизни нет» скажет, что вот теперь жизнь началась.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.