Игорь Волгин: Главное достижение России - литература

4 Август 2017 2024

В Симферополь Игорь Леонидович приехал по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А3». Участники встречи, среди которых были писатели, журналисты, педагоги, работники библиотек, студенты, обсудили актуальную тему «Русская литература как национальная идея», получили ответы на интересующие вопросы о современной литературе и её роли в жизни общества.

- Русскую литературу я считаю нашей национальной идеей, потому что в течение последних двух веков она в себе аккумулировала все потенции нации: нравственные, моральные, этические, - начал разговор Игорь Леонидович.  - Кончатся нефть, газ, а литература останется.   Она будет всегда. Достоевский писал в своё время: если будет страшный суд и человечеству нужно будет чем-то оправдаться, можно будет предъявить, ну скажем, «Дон Кихота» Сервантеса.  Потому что там всё о человеке.
А Россия сможет предъявить свой язык и свою литературу.
В  ней есть критерии, как себя вести, не в смысле каких-то указаний, институций, а в высшем смысле - нравственный критерий.  Достоевский считал самой выгодной политикой для государства - политику чести и бескорыстия.   Эта идея перешла в советский контекст.  В   том или ином виде.   Автор романа-антиутопии «Мы», написанного в последние годы гражданской войны, Евгений Замятин утверждал, что будущее русской литературы - это её прошлое.
К счастью, ошибся. Потому что традиция не прервалась. 
В   основе русской национальной идеи - справедливость.  Так считал и Достоевский: «Правда выше Некрасова, выше Пушкина, выше народа, выше России, выше всего, а потому надо желать одной правды и искать её, несмотря на все выгоды, которые мы можем потерять из-за неё, и даже несмотря на все те преследования и гонения, которые мы можем получить из-за неё».
Конечно, участники встречи не могли не поинтересоваться отношением гостя к событиям «Крымской весны» и их последствиям. И получили исчерпывающий ответ:
- Именно после событий 2014 года началось возрождение страны и нации. Нравственные и духовные связи жителей полуострова с Россией не прерывались никогда. И то, что произошло, - закономерно. Россия возвращается к своему предназначению - быть точкой соединения Европы и Азии. Дан мощный толчок к возрождению нации. Крым сейчас - символ возрождения великой державы.
Игорь Волгин - ведущий исследователь творчества Достоевского, сделавший много открытий, высветивший «белые пятна» биографии писателя.
- У меня часто спрашивают, почему я занимаюсь в основном биографией писателя? Да потому что это - ещё один роман. Самое, пожалуй, захватывающее произведение.  Попробуйте изъять из большой истории России биографии Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Евтушенко, Бродского. Это будет уже биография другой страны. Это будет другая страна.  Чтобы понять произведения Достоевского, надо знать его жизнь. Достоевский докаторжный и послекаторжный - разные люди. Первый написал блестящий роман «Бедные люди», передавая Белинскому рукопись которого Некрасов восторженно воскликнул: «Новый Гоголь явился!».  Второй создал «Братьев Карамазовых», «Преступление и наказание».  Он ведь готовился написать второй том «Братьев Карамазовых» и сделать Алёшу цареубийцей. И в этом секрет русской революции: одно дело, когда бесы делают её, другое - когда в их ряды идут идеалисты, люди, чистые сердцем. Вот что самое страшное. Судьба Алёши Карамазова должна была предвосхитить события русской революции в какой-то степени. Когда открывали в Москве памятник Пушкину, Достоевский выступил перед интеллигенцией в колонном зале Дворянского собрания. Это была самая удивительная в русской истории речь, от которой падали в обморок, хотя он ничего особенного не сказал. Но это совпало по времени с кануном падения России в бездну. Она уже стояла тогда на самом краю - ввергнуться в хаос или найти выход из кровавого тупика.  Тогда-то и прозвучал призыв Достоевского: «Смирись, гордый человек!». А имел он в виду не только подполье революционное, но и правительство.  И те, и другие - гордый человек, который убивает своих  противников.   Вот почему речь имела такой успех: люди почувствовали, что может быть выход.  Не срослось.  Похоронили Достоевского, а ровно через месяц, день в день, от взрыва бомбы народовольцев погибает император Александр второй.  Всё ближе к бездне...…
Не обошлось без вопроса о «герое нашего времени». Кто он нынче  и есть ли вообще?
- А что, Печорин - герой своего времени? - парировал мэтр. - Лермонтов назвал его так иронично. Ирония относительно определения героя времени была и позже.  У Маяковского: «Юноше, обдумывающему житьё, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь - делай её с товарища Дзержинского». Вообще деление на героев и негероев противопоказано.  Это - условность.  Ждали героя, а появилась старуха Дарья в «Прощании с Матёрой» Валентина Распутина. Она стала героем своего времени, аккумулировав сознание нации «уходящей Руси», воспетой писателями- «деревенщиками».
Его отношение к цензуре и нецензурным выражениям в литературе однозначно:
- Нужна не цензура, а самоцензура авторов. Знаменитый адвокат Плевако сказал как-то: «Цензура это те щипцы, которые снимают нагар со свечи отечественной словесности». Писатели с ним десять лет не разговаривали после такого сравнения. Нужно беречь не литературу от мата, а мат от литературы: введённый в текст, он теряет свою прелесть - как стихия устной речи и как определённое культурное явление, сверхязык.   Маяковский - не самый нежный поэт - употребил матерное слово всего два раза, когда это было абсолютной художественной необходимостью. Бродский предупреждал: если человек хочет остаться хомо-сапиенсом, то народу надо говорить на языке литературы, а не литературе на языке народа.
Иосифа Бродского Игорь Леонидович берёт в помощники и говоря о значении поэзии:
- В   своей Нобелевской речи Бродский называет поэзию видовой целью.   Это удивительные слова.  Что - в будущем все станут писателями? Нет, это о том, что человек будет обладать поэтическим ощущением, поэтическим восприятием мира. Через поэзию станет постигать истину.
- Должна ли литература повышать культуру общества?
- Культура никому ничего не должна. Если я поставлю перед собой цель повысить культуру общества - не напишу ни строчки.   Литература существует как форма сознания. Очень верная мысль, не помню, кем высказана, - русский писатель ищет правду, а красота появляется сама собой. Не ставьте цели, а ищите правду.
- Имена ваших учеников вошли в историю не только отечественной, но и мировой поэзии, литературы. За творчеством кого из них следите с особым интересом?
- Все интересны. И старшее поколение - Сергей Гандлевский, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, и нынешнее - Евгений Бунимович, Дмитрий Быков, Инна Кабыш, Маша Ватутина...… Можно продолжать и продолжать.
В заключение встречи Игорь Леонидович представил свою книгу «Последний год Достоевского» и поэтический сборник «Персональные данные», получивший премию правительства Российской Федерации. Им писатель и учёный возвратился в поэзию после длительного перерыва.
- Был период, когда стихи ушли от меня, - признался автор.  - Поэзия не прощает измен - даже с Достоевским. Но никому не запрещает пребывать в ней. «Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь…». В какой-то момент ты чувствуешь, что то, что накопилось в душе, уже не может быть высказано на языке исторической прозы.  Есть такое понятие - «диктатура языка». Она-то и диктует тот или иной род речи.   Продиктовала и мне...…
Надо сказать, книга эта стала сенсацией. Прочитав её, Евгений Евтушенко включил автора в первую десятку современных российских поэтов. Он заметил: «Я давным-давно заждался стихов, которые были бы так блистательно созданы из собственных, а не взятых взаймы образов, интонаций и даже, чего уже никак не ожидалось, из ювелирно выточенных тоже своих-своишеньких ошеломляющих рифм, когда казалось, что они безвозвратно истощились и не возродятся, да ещё в какой-то волшебной контекстовой неслучайности».
Как отметила одна из учениц Игоря Леонидовича Инна Кабыш, в новых стихах поэта Волгина отражается наше новое время.
Восходит красная луна
над чудью, нелюдью и мерью.
Прощай, великая страна,
ушедшая, не хлопнув дверью….
…Твой путь и светел, и кровав.
И, словно древние этруски,
мы канем в вечности - без прав,
хотя б отпеть тебя по-русски.
Неслучайно зал в этот вечер был полон: крымчане стремятся как можно быстрее войти в российское культурное пространство. И именно такие люди, как Игорь Волгин, помогают сделать это. Своей эрудицией, своим умением дать в беседе ориентиры: что и зачем читать, к кому из современников обращать свой взор.

Фото автора.

Досье

Литературовед, историк, поэт Игорь Леонидович Волгин родился 6 марта 1942 года. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, действительный член Российской академии естественных наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. Основатель и руководитель Литературной студии МГУ «ЛУЧ», существующей уже 50 лет. Основатель и президент Фонда Достоевского, вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского, член совета по русскому языку при президенте РФ и исполкома Русского ПЕН-центра. Ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия-Культура». Лауреат литературных международных премий, Премии правительства РФ и правительства Москвы в области культуры, литературы и искусства, телевизионной премии ТЭФИ. Кавалер ордена Дружбы.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.