«Не паниковать!»

ФГБУ «Заповедный Крым» столкнулось с выбросами мазута в первых числах января. Сотрудники учреждения вместо отдыха дома работали на побережье Опукского заповедника - убирали чёрные кляксы. Мы поговорили с директором «Заповедного Крыма», главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Артуром МУРЗАХАНОВЫМ, чтобы узнать состояние Опукского заповедника сейчас.
- Подскажите, пожалуйста, на данный момент какая ситуация на заповедной территории в Ленинском районе Крыма?
- Абсолютно всё спокойно, чисто. Птицы, флора, фауна, всё в порядке. Дельфины плавают - вернулись обратно.
Нас в меньшей степени коснулось загрязнение, но на дне могут быть остатки. У нас, как в Анапе, массовым потоком не выносило мазут, а только небольшими, как мы называем, плевками мазутной субстанции, их можно было собрать руками, конечно, в защитных перчатках.
И в принципе, мы как 3 января стартанули, все сотрудники на новогодних праздниках, так к 12 января у нас уже был полностью очищен пляж и установлены заградительные сети. 2,5 километра заградительных сетей поставили. Всё убрали практически своими силами. Волонтёров привлекали, но очень мало. Нам многие помогали, например, готовили еду, ставили сети.
- Они препятствуют дальнейшему загрязнению?
- Если вдруг ещё будут выбросы - эти сети нам помогут.
- А кто предоставил такой вариант защиты побережья?
- С миру по нитке собирали. Керченская природоохранная прокуратура обратилась в Росрыболовство, те из Ростова-на-Дону отправили своих сотрудников, они привезли сети. Плюс наши спонсоры помогли - «Мрия» и другие компании. Кто-то пищевыми продуктами, инвентарём…
- Наши читатели переживают, что мазут навредил растениям, птицам, животным на заповедной территории. Они паникуют, что какие-то виды исчезнут. Что бы вы им ответили?
- Можно буквально одним словом: не паниковать. Всё под контролем. Водоплавающие птицы у нас гнездятся на пересыпи. Пересыпь абсолютно не пострадала - туда не дошёл мазут. Зона гнездования сохранилась.
Так как мы не применяли тяжёлую технику, собирали всё вручную, то никакого негативного воздействия на почву не было. Кроме того, в целом ситуация была не такой плохой, как на других территориях. Например, федеральные СМИ снимали у нас сюжет, прошли несколько километров, сказали, что были везде, и такой чистой территории, как у вас, нигде не видели.
- Если говорить о другой территории - мысе Казантип? Это уже Азовское море, риски ниже. Но там ведётся мониторинг?
- Там как раз ну очень маловероятны выбросы мазута. И, конечно, мы следим за береговой линией. Всего четыре наши территории имеют выход к морю, даже Ялтинский горно-лесной заповедник. Ежедневно сотрудники следят за состоянием побережья.
- Ещё одна ваша территория - Лебяжьи острова. Это заповедный район, где гнездится внушительное количество птиц. Планируют ли туда отпускать птиц, которых отмыли после мазута, вылечили?
- Наши специалисты обсуждали с представителями различных структур вариант, что птиц будут выпускать во внутренние водоёмы, не в море. Но пока это всё на уровне разговоров. С нашим участием подобных решений никто не принимал и официально они не обсуждались. Речь идёт, кстати, о любых солёных водоёмах, в том числе это может быть Сиваш. Пока решение не принято - должны быть обследованы места потенциального обитания.
Кроме того, специалисты говорят, что птицы должны выпускаться обратно в природу только после первой линьки. Когда перьевой покров сможет восстановиться, будут выделяться необходимые секреты, птица сможет держаться на воде, перестанет мёрзнуть. Возможно, понадобится 2-3 месяца, чтобы окончательно решить, куда выпускать птиц и когда.
- Есть ли вероятность, что туристы во время курортного сезона поедут вместо моря как раз гулять по маршрутам ФГБУ «Заповедный Крым», но тропы закроют летом из-за высокой пожароопасности?
- Ну как мы можем сейчас предполагать? Человек предполагает, а Бог располагает. Я смотрю все публикации наших экологов, кто-то хочет хайп поймать и пишет, что процесс восстановления моря и побережья растянется на 10 лет... На самом деле всё это ерунда. Природа настолько быстро восстанавливается! Я не беру только мазут. Например, пожары. Природа быстро компенсирует свои потери. Нет оснований для паники, тем более у нас в Крыму. Даже предположим такую ситуацию, что это пятно вылившегося мазута туда-сюда носит, и его принесёт ещё раз - мы его уберём. Сейчас самого источника загрязнения уже нет, мазут откачивают. А то, что в море болтается, с этим мы должны справиться.
Поначалу мы тоже паниковали. А что будет? Вдруг мазут просочится в песок. Но после первого выброса поняли, что всё не так страшно. Нам ещё повезло, что погода была холодная, поэтому мазут застывает.
Что касается пожароопасного сезона, то если будет серьёзная ситуация, вот как в этом году у нас было, естественно мы по общему режиму, который в Крыму будет объявлен, будем действовать, закрываться. И кстати, такие действия показали свою эффективность. В позапрошлом году мы хвалились, что единственные, кто не закрылись на полуострове. В прошлом году, когда заметили, что лес стал гореть чаще, приняли решение закрыть маршруты. Сразу пожары прекратились! То есть, антропогенный фактор как был, так и остаётся. Надеяться на сознательность граждан не стоит. Было 12 пожаров за последние годы и один только грозовой. Остальные из-за людей. Благодаря космическому мониторингу мы увидели, что все возгорания случились по зоне соприкосновения заповедника с жилой застройкой и туристическими маршрутами.
Беседовала Валентина БУЙЛОВА.