Посиделки
Доступное всем арт-пространство

При обилии музеев в Крыму не так много мест, где не только проводятся выставки и презентации, а живёт искусство в разных проявлениях - настоящих арт-пространств. Поэтому с восторгом восприняли художники и ценители изобразительного искусства появление в Ялте именно такового. А стала им антикварно-художественная галерея «Стикс».
- Главная задача галереи, открытой под эгидой Фонда сохранения исторического культурного наследия, - создать среду, способствующую творческому взаимодействию художников и публики, - отметила куратор галереи Натэлла Шереметева. - Внимание к современному искусству способствует его развитию. Ялтинцев привлекла коллекция старинных предметов искусства, которую мы привезли из Санкт-Петербурга. В ней уникальная живопись, гравюры, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, фарфора, художественное стекло, изделия из серебра. Решение о релокации в Ялту мы приняли после двадцати лет работы в городе на Неве, решив, что здесь мы сейчас нужнее. Фонд начинает тесное сотрудничество с крымскими музеями. Первый большой проект - воссоздание истинной обстановки в кабинете российского императора Николая II в Ливадийском дворце.
В республике оценили инициативу: зампредседателя Комитета Госсовета РК по социальной политике Жанна Кислица назвала новое выставочное пространство «самым настоящим подарком для всех ялтинцев».
- Радует, что основатели фонда, его руководители, привезли в Ялту уникальную коллекцию, и будут способствовать сохранению культурного исторического наследия на нашем полуострове, - отметил заместитель директора Делового и культурного центра республики Ярослав Иванченко.
Для первой художественной выставки в галерее неслучайно выбраны картины народного художника Украины, заслуженного художника и лауреата Государственной премии Крыма, патриарха крымской акварели Якова Басова. Вернисаж стал ярким примером достойного представления творчества художника, единения художников, ценителей изобразительного искусства, общественности не только Ялты, но и других городов.
Благодаря сыну художника Александру Басову вечер стал незабываемой встречей с мастером, который, сойдя с земного круга, остался с нами в картинах, книге и фильмах. Самым трогательным был момент, когда с экрана Яков Александрович приветствовал собравшихся: «Я так рад вас видеть! Это такой сюрприз!». Именно этими словами он всегда приветствовал заглянувших в его алупкинскую мастерскую. Кадры, выбранные из большого фильма о мастере, стали не просто сюрпризом, а зримым присутствием его.
- Книгу «Творчество - это судьба» Яков Александрович закончил словами: «Искусство - великий диалог нашей души со всем миром, со всей вселенной, но требующий нашей воли к нему», - напомнил Александр Яковлевич. - То, что вы пришли на выставку, и есть проявление этой воли.
Диалог продолжился спектаклем народного Кореизского театра «Антре», поставленным режиссёром Еленой Бондаренко «Творчество - это судьба художника Якова Басова» по дневникам героя повествования (на снимке Яков Басов на экране и Александр Басов с режиссёром и артистами).
Художник успел провести 75 персональных выставок, передать музеям более 600 картин, а сколько подарил друзьям - и не сосчитать. Александр Яковлевич организовал уже 115 экспозиций в музеях не только полуострова, но и за его пределами.
В планах галереи «Стикс» - организации выставок нашего земляка в Москве и Санкт-Петербурге.
- 8 июня мы с дочкой откроем 116-ю выставку в Молодёжном центре карельского города Сортавала, - рассказал Александр Басов. - Едем туда по приглашению руководства заповедника «Ладожские шхеры» вместе с театральным коллективом, который и там представит спектакль «Творчество - это судьба художника Якова Басова».
Поистине: влюблённый в мир из мира не уходит.
Уроки православия
«Неувядаемый цвет»
Впервые обратила внимание в храме на необычную икону Божией Матери. Мне сказали, что она называется «Неувядаемый цвет». Почему так?
Эмма Закревская.
Евпатория.
- Икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый (или Благоуханный) Цвет» написана по текстам византийских акафистов, в которых Дева Мария и Христос сравниваются с неувядаемыми и благоуханными цветами, - рассказывает протоиерей Борис. - Иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» чрезвычайно разнообразны, при этом в них есть одна обязательная деталь - цветы в вазонах или сплетённые в гирлянды украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Мария и Младенец чаще всего облачены в царские одежды и венцы. Мария изображается как по пояс, так и восседающей на престоле. Иногда с непокрытой головой, что указывает на разнородность иконографических источников икон.
Один из иконографических типов - Богоматерь держит на левой руке младенца Христа, а белые лилии (иногда розы или другие цветы) держит либо Богоматерь, либо Христос. Лилии в иконографии - символический цветок Девы Марии, её чистоты и непорочности, именно их преподносит архангел Гавриил Богоматери в день Благовещения. Роза как царица цветов и универсальный символ любви также является цветком Богородицы. Другой тип - Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему в царском облачении на высоком престоле, и поддерживает его левой рукой, а в правой держит процветший райскими цветами жезл (аллегория к ветхозаветному образу Богоматери как «жезла из корени Иессеева»).
Слово – не воробей
Рубрику ведёт филолог Алексей ВЕЛИХОВ
Кто куда кем выступает и зачем
Поражают меня наши СМИ. Прямо хоть не открывай газет, но как же без них - привыкло наше поколение к печатному слову. Да вот только слова многие в недоумение приводят. Стала даже выписывать в тетрадочку. Из последней записи: «Сотрудники симферопольской библиотеки им. М. Коцюбинского организовали выставку, приуроченную к Всемирному дню писателя. Её эпиграфом выступили слова поэта-фронтовика Семёна Гудзенко «О, книга, друг заветный!». Или вот, о недавно установленном в одном из городов бюсте: «Автором скульптуры выступил…». Фамилию ваятеля не запомнила. Но помню, что не впервые довелось такие нелепости читать. Как в наше просвещённое время такое возможно?
Екатерина Д.
Алушта.
Во все времена были и есть просвещённые люди. Есть они и сейчас. Те, кто и на школьных уроках ворон не считали, и с книгами дружит с детства. Примеры со словом «выступить» присылают не впервые. Такие же нелепые, как скажем, «Торжество выступило заключительным номером программы». Скульптор может, конечно, выступить, но не автором - автором он просто является, а вот с сообщением о том, как работал над своим произведением выступить где-то или перед кем-то может. Абсурдность выражения «Эпиграфом выставки выступили слова поэта…» очевидна. Эпиграф - это высказывание, изречение, цитата. То есть, эпиграфом выставки выбраны слова. Кто-то их выбрал. Сам эпиграф выбрать ничего не может. Выбирают его.
Глагол «выступить» чаще всего употребляется с одушевлёнными существительными. Выступают люди с докладами, с протестами, с поддержкой, на встрече, на концерте, на собрании. То есть, произносят речь, высказывают своё мнение. Можно выступить в роли кого-то или чего-то, в чьём-то качестве, скажем, защитника или обвинителя.
Может ли этот глагол употребляться с неодушевлённым существительным? Может. Например, слёзы выступили на глаза, на лбу выступил холодный пот, низменный берег выступал вперёд, приметой его лица были выступающие скулы, привлекли внимание выступившие из воды острова. Это в прямом смысле.
Есть и переносное значение - стать видимым, заметным в окружающей среде: «Между облаками появилась луна, и деревья выступили из темноты».
У многих писателей есть интересные афоризмы со словом «выступить»: «Бей в прошедшем настоящее, и в двойную силу облечётся твоё слово; живей через то выступит прошедшее и криком закричит настоящее», «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собою (Николай Гоголь); «Какое удивительное дело - неуважение детей к родителям и старшим во всех сословиях, повальное! Это важный признак времени; уважение и повиновение из-за страха кончилось, отжило, выступила свобода. И на свободе должно вырасти любовное отношение, включающее в себя всё то, что давал страх, но без страха» (Лев Толстой).
Не устаю повторять: учиться никому не поздно, и не зазорно.
О том, что дорого
«Я сладко усыплён моим воображеньем»...
Кто не назовёт автора этой строки? Конечно же, наш Александр Сергеевич, имя которого особенно громко звучит в светлый июньский день его появления на свет 226 лет назад. И каждый вспомнит самые его дорогие строки.
И забываю мир -
и в сладкой тишине
Я сладко усыплён
моим воображеньем,
И пробуждается
поэзия во мне:
Душа стесняется
лирическим волненьем,
Трепещет и звучит,
и ищет, как во сне,
Излиться наконец
свободным проявленьем.
Ну, скажите, как и кто лучше мог написать о великой тайне творчества и поэтического вдохновения?!
Между тем наш поэт создал этот шедевр, казалось бы, изрядно утомившись, преодолев к тому времени более трёх тысяч вёрст по тогдашнему бездорожью. Ведь Болдино, куда он прибыл в начале октября 1833-го, случилось после четырёхмесячного путешествия в самую глубь России. Собирая материал для «Истории Пугачёва», он тогда посетил Казань, Оренбург, Симбирск, Чебоксары, Нижний Новгород и другие города, на каждой станции отправляя и получая письма из дома.
Читайте Пушкина, живите им.
Впрочем, об этих письмах - чуть позже. Вспомним, какие произведения вышли из-под пера поэта в период, который исследователи его творчества называют «Второй Болдинской осенью». Поэмы «Медный всадник» и «Анджело», сказки про золотую рыбку и о мёртвой царевне. И это не считая стихов.
А ещё была начата «Пиковая дама» и завершены «Песни западных славян» и труд о пугачёвском бунте.
Что ж касается писем, отправленных Наталье Николаевне из Болдина… Читала их и раньше, и всегда с огромным интересом. Но в этот раз, как никогда прежде, подумалось, что трагедию, которая всего лишь через три года произойдёт на Чёрной речке, эти письма тоже объясняют…
«Не стращай меня, женка, не говори, что ты искокетничалась; я приеду к тебе, ничего не успев написать - и без денег сядем на мель. Ты лучше оставь меня в покое, а я буду работать и спешить. Вот уж неделю, как я в Болдине, привожу в порядок мои записки о Пугачёве, а стихи пока ещё спят».
«Теперь, мой ангел, целую тебя и благодарю за то, что ты подробно и откровенно описываешь мне твою беспутную жизнь. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московской барышнею… Если при моём возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя».
«Друг мой женка, на прошедшей почте, помнится, я был немного сердит - и, кажется, письмо немного жёстко. Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведёт; и хотя оно имеет свои приятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейного благополучия, ни спокойствия в отношении к свету: уважения. Подумай об этом хорошенько и не беспокой меня напрасно. Женка, женка! Я езжу по большим дорогам, живу по три месяца в степной глуши - для чего? - Для тебя, женка; чтоб ты была спокойна и блистала себе на здоровье, как прилично в твои лета и с твоей красотою. Побереги же и ты меня. К хлопотам, неразлучным с жизнию мужчины, не прибавляй беспокойств семейственных…».
Пушкинские строки школяры продолжают заучивать ещё в начальных классах, точно так же, как когда-то их дедушки с бабушками и родители. Но только став взрослыми, пройдя свой жизненный путь до половины, а то и дальше, многие из нас действительно начинают понимать, какой драгоценностью оделил нас когда-то Пушкин.
Татьяна КУДРЯКОВА.
Свет мой, зеркальце
Рубрику ведёт главврач косметологической клиники Варвара Лабенок
Для здоровья и сияния кожи
Достичь этого можно питательными и увлажняющими масками, необходимым весной особенно.
2-3 морковки натрите на мелкой тёрке, смешайте с яичным желтком и нанести тонким слоем на лицо. Через 20-25 минут смойте тёплой водой.
Мякоть помидора смешайте с небольшим количеством крахмала до получения однородной кашицы, добавьте несколько капель растительного масла (лучше оливкового) и тщательно перемешайте. Через 15-20 минут смойте водой комнатной температуры.
Сварите в кожуре картофелину, очистите её, разомните, добавьте немного свежего молока, желток яйца, подогрейте, поставив посуду с пюре в миску с горячей водой. Горячую смесь нанесите на лицо. Действие маски будет эффективнее, если покрыть лицо плотной тканью. Через 20 минут маску смойте горячей водой и сполосните лицо холодной.
Хозяйка «Посиделок» Людмила ОБУХОВСКАЯ.