Лики, поступки...

31 Июль 2023 94
Победители велогонок 1941-го - А. Штахановская и В. Олейников. / Послевоенный оркестр хлебозавода. Алексей Кобец (слева), Виктор Долетов (справа) и Алла Венда (Кобец) первая слева во втором ряду. Фотокопия автора.
Победители велогонок 1941-го - А. Штахановская и В. Олейников. / Послевоенный оркестр хлебозавода. Алексей Кобец (слева), Виктор Долетов (справа) и Алла Венда (Кобец) первая слева во втором ряду. Фотокопия автора.

Газетные подшивки - уникальная «машина времени», позволяющая сохранить минувшее - лики, поступки, слова, смысл… Мы заглянули в две публикации, чтобы вспомнить об их героях. Между материалами - полвека, но они об одном: о настоящих людях, способных совершать поступки, бороться, побеждать. Автор публикации 1941-го, точнее фотоснимка в газете, подписи к нему, - наш коллега Эммануил Абрамович Бендицкий, первый штатный фотокорреспондент тогда «Красного Крыма», погибший при обороне Севастополя в начале февраля 1942-го. Автор публикации 1991-го - Виктор Степанович Долетов, главный врач стоматологической поликлиники области, в годы войны - юный подпольщик, партизанский связной. Герои и авторы материалов - победители.

Шоссейница Анна

Номеров «Красного Крыма» (так наша газета называлась в период Великой Оте­чественной, редактор Евгений Степанов, заместитель - Абрам Райчук) за 1941 год сохранилось, по понятным причинам, очень мало. Один из них за 5 июня - фотоснимок Эммануила Бендицкого на 4-й странице - «Победители шоссейных велогонок на приз газеты «Красный Крым», товарищи А. Штахановская и В. Олейников» - спортивные соревнования на приз нашей газеты тогда проводились постоянно. Увы, уточнить о В. Олейникове нам не удалось, но хочется верить, что это не 29-летний Виктор Иванович или Василий Алексеевич, пропавшие без вести, не погибшие Владимир Алексеевич, Василий Иванович или Виктор Ульянович… А вот об Анне Порфирьевне Штахановской знаем - встретила, к счастью, 9 мая 1945-го.

О ней читаем документы на портале «Память народа» - ленинградка, родившаяся 22 декабря 1916-го, место призыва 26 июня 1941-го, Симферополь. Наверное, наша велогонщица Анна работала в одной из больниц города, может быть, - в Первой Советской (ныне - Республиканская имени Николая Семашко), ведь на фронте служила операционной сестрой эвакуационного госпиталя, гвардии лейтенант медицинской службы. Вначале 51-я армия Крымского фронта, оборона Перекопа, возможно, Керченско-Феодосийский десант, трагедия Крымского фронта… Затем бои на Северном Кавказе. В Центральном архиве Министерства обороны России сохранилось несколько наградных листов нашей героини. Один из них к медали «За боевые заслуги», военфельдшер, старшая операционная сестра 57-го отдельного медико-санитарного батальона, в котором служила с августа 1942-го. «В течение нескольких дней октября работала на 480 операциях во время боёв у Волчьих ворот». «Под вражескими бомбёжками заменила командира санитарной роты, организовав переправу санчасти полка через реку Дон». А вот строки из представления к ордену Красной Звезды - 61 отдельный медико-санитарный батальон, Отдельная Приморская армия, Керченско-Эльтигенский десант, ноябрь 1943-го. «За время десантной операции на Керченском полуострове, несмотря на сложную и опасную обстановку, обеспечила как старшая операционная сестра 73 сложные операции. При прямом попадании бомбы в операционную восстановила разрушенное, смогла эвакуировать 16 раненых, из-под обломков здания спасла двоих». И ещё один орден Красной Звезды - апрель 1945-го, бои за Кёнигсберг (Калининград) - «В течение трёх суток стоя у стерильного стола, помогла 330 раненым. Несмотря на усталость и переутомление, ассистировала при операциях, спасая жизни раненым бойцам и офицерам. На её боевом счету десятки сохранённых жизней тяжелораненых». После Победы Анна Порфирьевна, награждённая также боевым орденом Отечественной вой­ны, медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», ещё три года служила в армейском госпитале. А вот куда, продолжая служить людям и добру, в Крым или в Ленинград, вернулась после демобилизации - не знаем, увы. Может быть, читатели расскажут о дальнейшей судьбе шоссейницы Анны, хирургической медсестры Анны Штахановской? Возможно, она вновь вернулась на работу в родную больницу, а сейчас в Симферополе живут её потомки?

Музыкант Алексей

Знаем, что в Симферополе есть потомки ещё одного героя нашей публикации - за 1991-й год. Тогда Виктор Долетов поделился с крымчанами воспоминаниями о подпольной борьбе в городе во времена фашистской оккупации, упоминаемый им старший товарищ - Алексей Кобец - распространял листовки «Вести с Родины». Тогда юный подпольщик Витя «доверил ему это опасное дело, так как знал его - подлинный патриот». Они познакомились во дворе дома на улице Горького, где жила семья Алексея Григорьевича - его любимая Ольга Васильевна, старшая дочь Алла (в замужестве Венда, когда-то рассказавшая нам о папе), сынишка Лёня, потом, уже в оккупации родится ещё малыш - Сашенька. У 14-летнего Вити в этом дворе жили одноклассники из 11-й школы, они вместе проводили время на детской площадке, где были маленький бильярд, кегли, а из окна квартиры Кобец звучала музыка…. И подросток, и взрослый были в неё влюблены.

Алексей родился в нашем городе 120 лет назад, в 1903-м, рано потеряв родителей, воспитывался в сиротском доме, созданном по завещанию Анд­рея Фабра (сейчас в здании Министерство образования, науки и молодёжи республики). Местную школу окончил с отличием, от общества детдомовских детей направили обучаться кондитерскому искусству, которое также постиг в совершенстве. А ещё сам научился игре на балалайке, гитаре, домре, баяне - виртуозно, любую мелодию мог на слух подобрать: музыка в его душе жила всегда, в детстве пел на клиросе Александро-Невского собора, а потом, где бы ни работал, создавал музыкальные коллективы. На фронт в Великую Отечественную Алексея Григорьевича сразу не мобилизовали, хоть и рвался добровольцем - бронь была, а потом оккупация…. Он работал в хлебозаводской пекарне, имел специальный пропуск на право хождения по городу в ночное время, и всё чаще по утрам стали появляться на стенах домов листовки «Вести с Родины» от Симферопольской подпольной комсомольско-молодёжной организации, созданной двоюродным братом Виктора - Николаем Долетовым, Борисом Хохловым, Евгением Семняковым, Семёном Кусакиным... обычными школьниками - в организации парни, девушки, не желавшие мириться с фашистским режимом. Им помогали взрослые патриоты, среди них и наш музыкант Алексей.

Восемьдесят лет назад, в августе 1943-го, его жизнь чуть было не оборвалась. Подпольщик Витя принёс, как обычно, стопку листовок, чтобы заступавший в ночную смену Алексей Григорьевич успел их развесить к утру. Хозяин дома накрыл их спецовкой, стал собираться… а через несколько часов в квартиру ворвались фашисты - молодой подсобный рабочий пекарни выдал. Чудо, но во время обыска под спе­цовку не заглянули - иначе бы расстреляли всю семью. А так только мужчину арестовали, отвезли в румынскую жандармерию, били, требуя признания. Но он не выдал никого - понимал, многие жизни под угрозой. Дочь Алла Алексеевна рассказывала, что «через месяц папу вместе с группой арестованных собрались перевозить. Узнав, Витя на велосипеде поехал за машиной и выяснил, что арестованных отвезли в СД - фашистскую службу безопасности. Новые жестокие пытки и допросы, но папа не выдал никого. Фашисты отправили в лагерь совхоза «Красный». Раз в неделю родные ходили туда, чтобы хоть что-то перебросить через проволоку отцу. Порой удавалось подкупить охранников и даже ненадолго к нему прикоснуться…». Вновь повезло: переводчицей у фашистов работала женщина, до войны игравшая в многонацио­нальном оркестре, что вместе с хором создал на хлебозаводе Алексей Григорьевич, - тоже наша патриотка, помогавшая спасать заключённых, - удалось добиться освобождения буквально за день до начала фашистами массовых апрельских казней узников концлагеря…

Освобождение полуострова войсками 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина, тщательная проверка - и мобилизация на службу, как рвался давно. На фронт взял только фотокарточку родных да баян. В Центральном архиве Министерства обороны России сохранился наградной лист к медали «За отвагу» топографа батареи 845-го артиллерийского полка 267-й стрелковой дивизии 51-й армии, «под обстрелом противника способствовавшего выполнению боевой задачи» в наступательных боях в Прибалтике в феврале 1945-го… После Победы музыкант Алексей вернулся в родной Симферополь, продолжая служить людям и добру.

Газетные подшивки хранят для нас минувшее - лики, поступки, слова, смысл…

Наталья БОЯРИНЦЕВА.