В путь по морю

28 Февраль 2023 390
Поездка на «Комете» из Севастополя в Ялту занимает около двух часов.
Поездка на «Комете» из Севастополя в Ялту занимает около двух часов. Фото из открытого источника.

В Ростовской области объявили о создании судоходной компании, которая займётся речными и морскими пассажирскими перевозками, в том числе в Крым. На каких ещё направлениях могут появиться новые маршруты и где строят скоростные «ласточки» для юга, выясняли корреспонденты «Российской газеты».

О намерении открыть маршруты водного транспорта в порты Крыма и Краснодарского края сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев.

- Планируется речной маршрут Азов - Ростов - Волгодонск, а также морские: Рос­тов - Ейск - Анапа и Ростов - Керчь - Ялта.

Для этого будет основана судоходная компания, которая займётся морскими и речными перевозками. В Таганроге ведётся строительство пассажирского причала, от которого уже в 2023 году начнут отправлять суда. Причалы появятся и в других городах Ростовской области.

- Будем строить причалы на реках и на море. Опыт Таганрога поможет нам быстрее это сделать, - отметил Голубев.

В Азове и других небольших населённых пунктах у берегов рек предлагают, например, использовать для швартовки плавучие металлические причалы. На предприя­тии «Крымские морские порты» подтвердили готовность принимать пассажирские суда класса «река-море».

- Технически мы готовы принимать пассажирские корабли, в том числе на подвод­ных крыльях. В Керчи и Ялте вся инфраструктура для этого есть. А вообще логично было бы продлить такой маршрут до Севастополя, - сказал представитель предприятия.

Скоростное судно на подводных крыльях «Комета 120М» ходит с 2018 года по маршруту Севастополь - Ялта. Перевозки выполняются в курортный сезон. Летом 2022 года «Комета» с 1 июня до конца августа делала один круговой рейс в день. В 8.00 отправлялась из Севастополя, а в 17.00 - обратно из Ялты. Поездка в одну сторону занимала около двух часов. Маршрут востребован, в разгар сезона билетов не достать. В 2019 году, до ковидных ограничений, «Комета» за четыре месяца перевезла почти 40 тыс. пассажиров, выполняя два круговых рейса в день.

«Комета 120М» была построена на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске. В отличие от её предшественников, новое судно стало гораздо комфортнее и для пассажиров, и для членов экипажа. В салоне почти не чувствуются волны благодаря автоматической системе снижения качки и перегрузки, установлены удобные кресла и кондиционеры. Судно вмещает 120 пассажиров и развивает скорость 35 узлов, или около 65 километров в час.

Предполагалось, что «Кометы» будут ходить не только в Крыму, но и между портами Краснодарского края, а в перс­пективе пассажиры смогут добраться по морю от Сочи до Севастополя. Дальность хода «Кометы» - 200 морских миль, или около 360 километров. Автономность плавания - восемь часов. Так что полный рейс из Сочи в Севастополь одно судно не выполнит. Однако если делать короткие маршруты между портами с возможностью пересесть на другой кораблик, это вполне реально.

Планировалось построить ещё четыре таких судна. В 2019 году в Рыбинске спустили на воду вторую «Комету 120М», а в 2020-м - третью. Также было заложено четвёртое и пятое суда серии. Первое достраивалось в Севастополе, на судозаводе «Персей», куда прибыло из Рыбинска на барже. В 2018 году завод «Вымпел» получил от города в долгосрочную аренду судостроительную площадку в Камышовой бухте Севастополя. Там проходили достройку и заводские испытания вторая и третья «Кометы». А четвёртую и пятую собирались достраивать в Феодосии.

В мае 2022 года «Комета 120М», получившая название «Севастополь», вышла на маршрут Новороссийск - Геленджик - Сочи. Оператором линии стала крупная судоходная компания «Водоходъ». Протяжённость маршрута - более 200 километров, время в пути от Новороссийска до Геленджика - около часа, от Геленджика до Сочи - три часа. В день выполнялся один круговой рейс с отправлением из Новороссийска в 7.00, а из Сочи - в 16.00. За сезон было перевезено 43 тыс. пассажиров.

Но «Комета» не единственный теплоход нового поколения, работающий на Чёрном море. Прошлым летом компания «Водоходъ» также пустила скоростной катамаран «Грифон» по маршруту Сочи - Сухум. Скорость у него ниже, чем у «Кометы», до 50 километров в час. Путь до Сухума он преодолевает за три часа. Судно построено в Санкт-Петербурге в 2018 году на Средне-Невском заводе. Вмещает оно 122 пассажира.

А в Севастополь, где катера и паромы используют как общественный транспорт, этим летом прибудут новые пассажирские катера вместимостью 200 человек. Город заключил контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией на постройку пяти судов для регулярных пассажирских линий за 3,2 млрд. рублей. Заказ выполняет петербургское ЦКБ «Нептун». Однако в 2022 году возникли проблемы из-за санкций.

- Продление сроков связано с отказом иностранных компаний от поставки оборудования заводу «Нептун» для строительства катеров, - объяснил директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Павел Иено. - Судостроители пересмотрели перечень оборудования в пользу импортозамещения, что заняло много времени.

Строить скоростные пассажирские суда начинают и в Крыму на феодосийском заводе «Море». Благо, опыт у предприятия богатый. В советское время здесь построили более 1000 судов, в том числе несколько сот на подводных крыльях.

Юлия КРЫМОВА, Сергей ВИННИК.