Профессия - покупатель

Немного об особенных правах

26 Январь 2023 417
За пластиковую тару брать оплату не должны.
За пластиковую тару брать оплату не должны. Фото Анны Кадниковой.

Это самая популярная профессия в мире - покупатель, потребитель; в разной степени её навыками владеют все. Зарплату за работу по специальности, конечно, не платят, совсем наоборот, но степень удовольствия от сделанного есть, как и специальный закон, регулирующий права и возможности специалистов. «Крымская правда», отвечая на вопросы читателей, выяснила, как пользоваться им и иными законодательными спасениями в отдельных покупательских случаях, чтобы и удовольствие было, и деньги не потерять.

Оплата «за пустоту»

Купила в магазине колбасную нарезку, что они сами делают, а уже дома увидела, что мне посчитали не только стоимость колбасы, но и отдельно стоимость пластиковой упаковки для неё. Причём сама упаковка явно не соответствовала размеру содержимого, раза в два больше (сказали, иной нет), и стоила 50 рублей. Вроде и мелочь, но неприятно как-то, если заводскую берёшь, за тару же не платишь, только за вес. Как быть?

Юлия Ц.

Симферополь.

***

На рынке в ларьке купили несколько одинаковых упаковок крупы, на то, что одна почему-то легче других, внимание обратил ребёнок. Дома посмотрели, обнаружили, что она вскрыта была и заклеена скотчем, перевесили - вместо килограмма оказалось 700 граммов. Продавец сказала, что ничего не знает, может, это мы отсыпали. И как быть в таких случаях?

Валентина Б.

Евпатория.

В первой ситуации, когда берёте продукты, расфасовываемые непосредственно в магазине, кафе и так далее, лучше заранее уточните, берут ли они оплату за тару. Согласно изменениям в Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», вступившим в силу два года назад, запрещено взимать плату за упаковку, если покупатель берёт весовой товар. За это предусмотрена административная ответственность.

Вторая ситуация - скорее всего, неумышленный обвес (об умысле думать не хочется): случается, что при неаккуратном обращении упаковка разрывается, часть товара высыпается. В идеале, такую пачку должны просто списать, убрать с полок, но некоторые просто складывают, заклеивают прореху прозрачнм скотчем и продают, не уменьшая стоимости. В этом случае, если купили такую пачку с недовесом, надо хоть порадоваться, что вам туда не досыпали сметённую с мусором крупу (бывает, увы, и такое). Вообще же, если заметили несоответствие веса, можете просить перевесить фасованный товар (даже, если он в заводской упаковке) - кстати, в магазине или на рынке должны быть контрольные весы, прошедшие соответствующую проверку. Отказать в перевешивании не могут - теми же изменениями в закон это право потребителя закреплено официально. Только перевешивать надо именно в магазине или на рынке, предварительно показав продавцу целостность (нецелостность) упаковки (если сильно сомневаетесь, можно даже снять её на камеру мобильного телефона - тоже теперь не запрещено для получения любой информации о товаре). Если перевесите дома - могут возникнуть сомнения. Если при перевешивании в торговой точке обнаружится обвес, обязаны либо вернуть деньги, либо взять оплату за реальный вес товара. Если этого не делают или вам откажут в праве взвесить на контрольных весах, то надо написать жалобу (указав наименование торговой точки) в Роспотребнадзор, чтобы провели, по согласованию с прокуратурой, внеплановую проверку торговой организации.

Оставить или «с собой»?

Поясните, обязана ли я оставлять сумку в камере хранения супермаркета, если у меня там лежат несколько дорогих вещей? В одном из магазинов хотела взять её с собой, но охранник сказал оставить. А у них написано, что ответственность не несут».

А. Е.

Симферополь.

Законодательство не обязывает покупателей оставлять личные вещи в ячейках камер хранения, настаивать на этом сотрудники магазина не вправе. Сумку, естественно, не самую огромную, можно взять с собой, но во избежание споров лучше заранее предупредить охрану, что у вас там свои вещи. К примеру, если вы в другом магазине купили баночку икры (и такая же есть в этой торговой точке), то охранник просто наклеит на неё соответствующий значок, что куплена в ином месте.

Что же касается объявлений у камер хранения, гардеробов и прочего, что «ответственность за сохранность сданной вещи они не несут», - это не так. Сохранять и отвечать обязаны. Помещая вещи в ячейку, закрыв её на ключ с номерком (забираете с собой) или отдавая куртку в гардероб, взяв просто номерок, вы вступаете с организацией (в нашем случае с магазином) в правовые отношения, заключаете договор на предоставление услуги по хранению вещей. Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора его необязательно подписывать на бумаге, заключить можно, и совершая действие. Вы положили вещи в ячейку (сдали куртку в гардероб), закрыли их там, повернув ключ, забрали его или номерок от вешалки с собой, значит, уже заключили договор на предоставление услуги по хранению вещей. Магазин обязан в целости и сохранности вернуть ваши вещи, или же, при их утрате, возместить убытки. Если не сохранили, то вы можете настоять на просмотре видео с камер наблюдения, что обязательны в этом месте, а также вызвать полицию и настоять на возбуждении уголовного дела по факту кражи. Кроме компенсации стоимости вещи, можно через суд потребовать и компенсацию морального вреда.

Без телефона не доставят?

Скажите, обязан ли я при покупке товара в интернет-магазине (у нас есть и стационарный этой сети, но нужного мне в нём не оказалось, надо, как сказали, заказывать на складе, через их же интернет-портал) давать информацию о себе? Может ли продавец требовать мои паспортные данные и домашний адрес, если мы выбираем не доставку до квартиры, а самовывоз? Продавец говорит, что без этого просто не будет считать меня покупателем и никакого товара не продадут.

Денис Романович.

Симферополь.

Нет, не обязаны. Продать вещь без уточнения ваших персональных данных, если они не важны для адресной доставки и оформления гарантийного талона, магазин, хоть стационарный, хоть интернет, имеет право. Недавно вступившие в силу очередные изменения в Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» дополнили его важным уточнением, запрещающим торговым организациям отказываться от заключения или исполнения договора (продажи товара, предоставления услуг), если покупатель (потребитель) не предоставляет персональные данные (фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес (домашний или электронной почты), телефон, серию и номер паспорта, иного документа, удостоверяющего личность). Очень часто магазины потом используют эти данные для рассылки рекламной информации, навязывания каких-то дополнительных услуг (такое навязывание тоже вне закона), раньше можно было ссылаться на то, что без этой информации они не смогут продать товар, теперь - нельзя. Исключение - предоставление персональных данных, если это предусмотрено законодательством страны для конкретного случая (оформление гарантийного талона, чтобы подтвердить именно вашу покупку, к примеру). Или, если эта информация непосредственно связана с иполнением договора о продаже товара (например, вы выбрали адресную доставку до квартиры, но адрес ваш не указываете, номер телефона нужен будет для связи курьера и покупателя). Если же, как в вашем случае, выбрали самовывоз товара, то предоставлять персональные данные, в том числе домашний адрес, не должны, продавец требовать не имеет права.

Покупатель - это самая популярная профессия в мире, которой хоть немного, но владеет каждый из нас: давайте стараться, чтобы она радовала нас, следить за новинками законодательства - если непонятно, спрашивайте, будем выяснять. И удачных всем покупок, любых - на пользу.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.