Иван Болотников: Крым дарит душевное тепло и вдохновение

12 Январь 2023 1850
Фото из архива собеседника.
Фото из архива собеседника.

С российским кинорежиссёром, сценаристом и продюсером встретились на международном Ялтинском кинофестивале «Евразийский мост», где он представил игровую картину «Велга».

- Иван Кимович, вы единственный, добравшийся до Крыма в этом году из причастных к конкурсной программе. Так важен этот фестиваль?

- Любой фестиваль важен мне и как режиссёру, и как продюсеру. Тем более, в Крыму, который очень люблю. А к Ялте вообще особо трепетное отношение: здесь я снимал в первый год нового века свой дипломный фильм на Высших режиссёрских курсах, где учился в мастерской Алексея Германа и Светланы Кармалиты. О том времени остались самые тёплые воспоминания. 

- В одной из аннотаций представленный в конкурсной программе фильм «Велга» назвали экранизацией одноимённого рассказа Ивана Бунина. Но ведь это не совсем так?

- Вы правы. Картина снята по мотивам бунинской «Велги» - легенды о девушке, которая ради спасения любимого превратилась в чайку. Мы представили новый, современный мир Велги. Наша героиня живёт с отцом в рыбацкой деревушке на берегу северного моря. Фильм о всепоглощающей любви, доступной не каждому. Для нашей Велги, как и для бунинской, любовь - бесконечная преданность. Это делает их единым образом. 

- Трудно было подобрать такой яркий актёрский состав: мэтры Сергей Шакуров, Алексей Гуськов, молодая, но уже громко заявившая о себе, Ольга Бодрова? 

 - Они согласились, прочитав сценарий Марии Павлович, о котором Алексей Геннадьевич Гуськов, сыгравший отца главной героини, сказал: «Он же, как девичья слеза, этот сценарий». Коротко и ёмко. Мы к этому и стремились - к чистоте, искренности и простоте. 

- Участвуя в конкурсе, всегда надеетесь на призовое место?

- Решение жюри - абсолютная рулетка. Я бывал в жюри, и знаю, из чего порой складывается выбор. Не всегда ту же «Каннскую ветвь» или «Оскара» получает самая достойная картина. Должна быть собственная оценка. Важно довести фильм до зрителя. Сейчас фестивали - почти единственная возможность это сделать. Но «Велга» после фестивальных и специальных премьерных показов выходит в прокат. 

- Над чем сейчас работаете?

- Закончили с режиссёром Любовью Борисовой картину - «Не хороните меня без Ивана» по сценарию Юлии Клименко. Драматическая история о жизни сына священника, первого профессионального якутского художника Ивана Попова, который семь раз спасал соседа-якута, впадавшего в летаргический сон. Так была устроена душа простого якута, что он впадал в это состояние от восторга, который испытывал в какие-то моменты при виде красоты мира. Ему повезло, что встретил такого друга, и он ходил постоянно с запиской: «Не хороните меня без Ивана». Завораживающая простотой и наивностью реальная история начала прошлого века стала основой фильма, который снимают национальная кинокомпания «Сахафильм» и моя студия «Автор». Главные роли исполняют литовский актер Дарюс Гумаускас и педагог местной школы, артист народного театра Александр Чичахов. Такая интернациональная команда сложилась.

- Пять лет назад я попала в Москве на премьеру вашего фильма «Хармс» об оригинальном поэте, прозаике, драматурге Данииле Ювачёве, прославившемся под коротким броским псевдонимом. Пропустить не могла - к этому писателю давно неравнодушна. Вы, наверное, по этой же причине решили снять о нём картину? 

 - Не скажу, что я такой уж поклонник Хармса, но был знаком с племянником писателя Кириллом Владимировичем Грицыным, который рассказал мне о нём много удивительного. Заинтересовался и стал встречаться со знавшими его людьми, с литературоведами, которые изу-
чали его творчество. Задела трагическая судьба человека с уникальным взглядом на мир, который был свободным в несвободное время, переносил с достоинством все выпавшие на его долю испытания. Сначала я сделал документальную картину «Чудо Даниила Хармса», а потом игровую «Хармс» 

- Вы режиссёр и сценарист игрового фильма?

- Сценарий написал в соавторстве с Сергеем Соловьёвым, тёзкой известного режиссёра. Сергей Леонидович - писатель, ученик выдающегося прозаика, поэта Юрия Трифонова и мой школьный учитель по русскому языку и литературе. За основу мы с ним взяли дневники и письма Хармса, но позволили себе художественную интерпретацию. Мне хотелось приблизить Хармса к нам, современным. Показать единство времени. Многое им написанное - о нас сегодняшних, с нашими размышлениями, поисками, догадками. 

- У вас и в этой картине интернациональная команда. Как подбирали? 

- Пригласил отличного российского оператора с венгерскими корнями Шандора Беркеши, зная его прекрасные работы в картинах Алексея Федорченко, Бориса Хлебникова, Александра Прошкина, Андрея Эшпая, Карена Шахназарова. И здесь Шандор работал волшебно! Образ Хармса в фильме создал польский актёр и театральный режиссёр Войтек Урбаньски. Первую жену писателя, Эстер Русакову, сыграла польская актриса Юстина Вонщик, а вторую - Марину Малич - замечательная литовская актриса Айсте Диржюте. На другие роли были приглашены петербургские актёры Андрей Феськов, Александр Баширов, Григорий Чабан, Виталий Коваленко, Юрий Ицков. 

- И как с интернационалом работалось?

- Как с потрясающей командой. Мы стал близкими людьми, во всём друг другу помогали. Повезло с музыкантами - ленинградской рок-группой «АукцЫон», мастерами импровизаций. Лирическую инструментальную музыку написал македонский композитор Сони Петровский. Помог правильно распорядиться мелодиями композитор, он же продюсер фильма Андрей Сигле. Даниил Хармс привлёк людей талантливых, под стать себе. Бюджета у нас большого не было, зато работалось в удовольствие. Оно ведь как: встреча с никудышным человеком - большие проблемы, а встретишься с хорошими людьми - будет тебе счастье. А национальность роли не играет.

- Ваш фильм «Пальмира» стал первым российско-сирийским. Как родилась его идея?

- Мне предложили поработать со студией Proline Film над большим международным проектом, и сюжет меня заинтересовал. Главный герой - дагестанец, врач-травматолог Артур, вдовец. Он думает, что дочь учится в Москве, но узнаёт, что она в террористической организации ИГИЛ в Сирии. Ему показывают ролик в интернете, где она призывает воевать. И отец бросается спасать любимую дочь. Наш фильм и современная драма, и притча. Он о переполненном нетерпимостью современном мире. И чтобы в этом мире уцелеть - надо любить и иметь мужество. У фильма нет сугубо национального аспекта. Он в духе трагедий Шекспира и античной драмы - общечеловеческий. 

- Есть для вас, как для режиссёра и продюсера табу?

- Не делать того, с чем не согласен.

- В Ялте планируете поработать? 

- У нас с оператором Олегом Лукичёвым, с которым снимали мою дипломную картину здесь, есть задумка сделать игровой фильм, и рассматриваем Крым как возможную локацию съёмок. Это неповторимое место всегда дарит вдохновение.

Досье

Режиссёр, сценарист, продюсер Иван Болотников родился в Москве.  Окончил исторический факультет МГУ по специальности «История искусства» и Высшие курсы  сценаристов и режиссёров.

Автор документальных фильмов «Иоанн Креститель», «На линии игры», «Мелодия для Германа», «Волок. Сны о дороге». «Чудо Даниила Хармса». Режиссёр, сценарист и продюсер художественных картин «Хармс», «Велга», «Пальмира». Фильм «Велга» отмечен на «Евразийском мосту» специальным призом жюри. На кинофестивале «Окно в Европу» картина отмечена за лучшее музыкальное решение. На кинофестивале «Литература и кино» операторы картины Леонид Никифоренко и Артём Емельянов признаны лучшими.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.