Наш советский Новый год

19 Декабрь 2022 503
Праздник семейный.
Праздник семейный. Фото из открытого источника.

В конце года страна, в которой многие из нас родились и росли, отметит юбилей - 100 лет создания Советского Союза. «Крымская правда» предлагает вспомнить, чем славилась наша страна, что производилось добротное, вкусное, надёжное. Что запомнилось вам, уважаемые читатели, чего не хватает? Пишите, поностальгируем. Пока же вспомним, что пользовалось особым спросом перед Новым годом.

Не трогай - на праздник

Колбаса, желательно «Докторская», для неизменного оливье; майонез «Провансаль», стеклянная баночка с жестяной крышкой; такая же баночка зелёного горошка, обязательно мозговых сортов; сырки «Дружба» на салатик с чесночком; шампанское, естественно «Советское». Ну и мандаринки с юга с восхитительным ароматом; селёдочка-иваси, атлантическая, чтоб и на «шубу», и к картошечке. Если повезёт - рижские шпроты; крохотная баночка красной икры на бутерброды; утку к яблокам прикупить; обязательно пакетик конфеток - на сладкое и вафельный торт, если удастся, то «Мишка на Севере», а лучше - взять сине-белую баночку сгущёнки и испечь «Северный».

Это сейчас жизнь скучная: заходишь в любой продуктовый или на рынок и бери, что хочешь, разных фирм, веса, стоимости - были бы деньги.
А раньше кулинарная подготовка к празднику уже настроение создавала: помните, как с начала ноября начинали обходить после работы магазины, даже порой в соседних районах, что-нибудь придумаешь, дабы отпроситься пораньше, а если не получалось - отговорку для домашних, почему задержался, и ищешь вкусняшки к празднику. В список ожидания на что-то записываешься, к разговорам в транспорте прислушиваешься, «где что выбросили», а деньги чуть ли не за год начинаешь откладывать… Романтика! А неизменное, у простых, конечно, советских людей: «не трогай - это на Новый год!» И предвкушаешь чудо, выбираешь ёлочку (настоящую и недорогую, в сравнении с нынешними) на базаре, снежинки из старых тетрадок вырезаешь, праздничную посуду из серванта достаёшь, улыбаешься… Настроение! И обязательно, чтобы дома: никаких встреч на площадях в новогоднюю ночь: пусть на западе своего Санту с оленями там встречают, а мы нашего Дедушку с Внучкой - по-семейному, с пузырьками шампанского в бокалах, детям - «на донышке», с песнями «под рюмочку», с танцами под патефоны-радиолы, с «Голубым огоньком» в телевизоре. Счастье!

Главное в салате

В СССР на новогоднем столе было три главных салата: пролетарская селёдка «под шубой», оливье, в нашей интерпретации, и «еврейская» закуска (национальность, часто не упоминали, подразумевая, или, как вариант», «одесская»).

«Одевать в тёртое» рыбу по легенде начали ещё до появления СССР - в Советской России якобы в 1918-м придумали так в трактире Анастас Богомилов и Аристарх Прокопцев, обозначив любимую народную селёдку красивым именем «Шовинизму, Упадку даём Бойкот и Анафему». Сельдь в салате символизировала пролетария, морковь и лук - крестьянина, свёкла - революционное знамя, а майонез (тогда он, иностранный, был редкостью - сметану с горчицей мешали) - буржуя. Хотя, по настоящему «шуба» стала популярной лишь в шестидесятых прошлого века, так что, возможно, история - легенда, а рецепт неизвестной хозяйки разнесла народная молва. Тем более, тогда майонез был отечественный и доступный. Без него не обходятся ни «еврейская» закуска (тёртые яйца и плавленые сырки с парой зубчиков чеснока), ни оливье (колбаса, морковь, картошка, солёные огурчики, зелёный горошек и яйца). Пожалуй, это - главное в салате.

Собственно, рецепт соу­са «Провансаль» возник в Российской империи ещё до Октябрьской революции, благодаря применявшему его мос­ковскому повару Люсьену Оливье, автору салата (того, что с рябчиками, трюфелями, каперсами и прочими изысками). Но некоторые россияне соус готовили и без рецептов: методом проб, смешивая сырые яйца, сметану и горчицу - просто на хлебушек. Технологию промышленного производства майонеза привёз из США тогдашний нарком торговли Анастас Микоян (в 1936-м советскую делегацию в капстрану направил лично Иосиф Сталин, «чтобы хорошее взяли, улучшили и у нас применили»). К Новому 1937-му «Провансаль» выпустили на производственной площадке Шелепиха, позже вошедшей в состав Московского жирового комбината. По воспоминаниям нашего читателя Сергея Головина, вначале баночка была, как и теперь, с закручивающейся крышкой, - новогодний подарок от родных его мама Ольга Васильевна привезла в 1940-м из Москвы (в Крыму такое не продавали). «Вкусного соуса хватило на пару недель - по ложечке на хлеб к завтраку, в борщ на обед, да соседей угостить новинкой». Окончательно завоевал советские прилавки майонез только в шестидесятых прошлого века, баночки уже с закатанной крышкой, но состав (на любом производстве строго соблюдалась рецептура и ГОСТ) тот же, довоенный, всё натуральное: подсолнечное масло, желтки, горчица, соль, сахар, и единственный консервант - уксус. На полуострове майонез, кажется, не выпускали - не было масложирового предприятия (или был, напомните, читатели), зато крышки, аппараты для закатки, выпущенные на нашем «Продмаше», и баночки с нашего стекольного завода использовались на всех таких комбинатах по стране.

Кстати, баночки от майонеза рачительные советские люди не выбрасывали, приспосабливая под разное. А вы, друзья, из них что делали? Вообще, как по-новому использовали старые вещи? Расскажите! Ведь «умелые ручки и смекалка» - тоже признак советского человека.

Колбаса, сырки, горошек

Советский оливье не только из майонеза, картошки, морковки, солёных огурчиков, но ещё и из зелёного горошка и колбасы. Технологию консервации молодого горошка, сладких, мозговых сортов, в страну также привёз в 1936-м Анастас Микоян, хотя горошек у нас любили, ещё со времён царя Алексея Михайловича, папы Петра Великого, и консервы овощные делали. Но «закатывать» зелёные зёрнышки не думали (одно время в Яро­славской губернии, в деревне Поречье, француз Мальон, правда, начал, но пошло не очень), а ведь надо всего добавить к молоденькому горошку воду, соль и сахар.

Колбасы в России начали делать давно, ещё в XVI веке хозяйки требуху мясом набивали, а Пётр Великий специально из-за границы колбасных дел мастера выписал. У нас, кстати, в Симферополе тоже был - Фридрих Папе, после в его доме на улице Екатерининской (Карла Маркса), 6, находилась редакция нашей газеты, тогда «Красного Крыма». Рецептура у каждого колбасника была своя и держалась в секрете, а вот в СССР она была общей для каждого мясозавода и соблюдалась, как и требования ГОСТа, очень строго. Первый в стране колбасный завод появился в 1933-м в Москве, спустя год стал носить имя наркома торговли, а ещё через три, по инициативе Анастаса Микояна, появился Гостандарт, предписывающий класть в колбасу лишь лучшие мясо и специи. Тогда же стали выпускать «Краковскую» и «Чайную», «Телячью» и «Любительскую», «Охотничьи» колбаски и «Молочные» сосиски - какие-то старинные рецепты улучшали, какие-то придумывали. Но главная колбасная советская находка - «Докторская» в 1936-м появилась для людей, «имеющих подорванное здоровье в результате Гражданской войны и царского деспотизма». В составе по ГОСТу на кило колбасы - 250 граммов говядины, 700 граммов полужирной свинины, 30 граммов яиц и 20 граммов цельного молока, исключительно всё высшего сорта. В 1979-м ГОСТ поменяли, разрешив добавлять сухое молоко и придающий розовый оттенок нитрит натрия. Но колбаса всё равно оставалась очень вкусной, независимо от места производства и покупки.

Технологию производства плавленых сырков Анастас Микоян тоже привёз из США, правда, у нас они стали - «Дружба». А в 1953-м, благодаря «товарищам Рудницкому, Тарасенко, Бочкарёву, Романенко и другим с симферопольского завода «Продовольственного машиностроения имени Валериана Куйбышева», производство плавленых сырков получило «новое дыхание». Они первыми в стране придумали и создали расфасовочно-упаковочный автомат, раскладываю­щий сырную массу весом 30, 62,5, 100 и 125 граммов в им же изготовленные коробочки из алюминиевой фольги, на которые клеилась этикетка. Производительность - 60 брикетов в минуту, так что с тех пор плавленые сырки, разных сор­тов, в домах не переводились - стоимость от 11 до 27 копеек за 100-граммовый брикет. На новогоднюю национальную закуску брали минимум 3 штучки.

О других советских радостях новогоднего стола - в следующем выпуске рубрики. А что «Сделанное в СССР» запомнилось вам? Ждём истории.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.