«Жить нужно странствуя»
Достояние республики
Этому девизу великий романтик Константин Паустовский, 130-летие которого отмечается 31 мая, следовал всю жизнь. Страсть к путешествиям и к писательству соперничали - ни та, ни другая верха не взяла.
Муза странствий привела его и на солнечный Крымский полуостров. Впервые в 1906 году, когда ему было всего четырнадцать, и в первое в жизни путешествие его взяли родители. Позже он напишет: «Крым поднялся из морской глубины, как остров сокровищ. Белый Севастополь встретил нас полуденным пушечным выстрелом и голубыми крестами Андреевского флага». В Алуште его настигла первая романтическая мимолётная любовь к девочке Лене. Через десять лет он побывал в Бахчисарае, где с увлечением бродил по окрестным пещерным городам. В 1933 году он целый год жил в Севастополе, собирая материал об истории и культуре Крыма. Повесть «Пустынная Таврида» возвращает нас в его юные годы и помогает вникнуть в его душевный романтизм. Но особой привязанностью писателя стал Восточный Крым. Загадочная Киммерия навсегда покорила его сердце. В тридцатые годы он часто бывал в Коктебеле, где подружился с вдовой Максимилиана Волошина. А в 1934 году впервые приехал в Старый Крым, тихий провинциальный, маленький городок в предгорье, который очаровал и стал на несколько лет пристанищем, частью прекрасной земли, «омытой одним из самых праздничных морей земного шара», как он писал. Привело его сюда желание поклониться могиле Александра Грина и познакомиться с его вдовой. Вернувшись в Москву, он стал пробивать «стену молчания», за которую упрятали имя такого же, как он неисправимого романтика.
Второй раз Константин Георгиевич появился в Старом Крыму летом 1935 года, во время работы над вёрсткой повести «Черное море». А через три года привёз сюда на лето жену Валерию Вашишевскую и приёмного сына Сергея. Основным его занятием тогда была работа над вёрсткой книги «Повести и рассказы».
Его обителью здесь стали две скромные изолированные комнаты в домике с садом медсестры Веры Рутковской-Олейниковой. В мае 2005 года в мемориальном доме, который он любил, и который любят все, побывавшие здесь, открылся музей. И благодаря этому древний город стал особенно притягательным. В музее собраны подлинные предметы быта из интерьеров трёх старокрымских домов и дома Феодосии Печерикиной в Коктебеле, где писатель жил в начале 50-х годов. Все они так «ужились» вместе, что для не знающих всех тонкостей их историй, каждый предмет - на своём месте.
И впечатлительные посетители представляют, как касались их руки писателя, в зеркале видят его силуэт и ощущают дух неугомонного странника.
Это о Крыме Паустовский написал: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья». За этим ощущением он и приезжал сюда, на землю «покоя, размышлений и поэзии».
А ещё - за вдохновением. Именно на крымской земле написана добрая половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Чёрное море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». В повести «Чёрное море» главы - «Горная роса» и «Сказочник» созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым.
И даже для свадебного путешествия с Татьяной Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни, был выбран Старый Крым. С той самой Татьяной Алексеевной, которая стала прототипом героини известной пьесы её первого мужа Алексея Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза».
Создание музея Паустовского было делом непростым. Но это не остановило тогдашнего директора Старокрымского литературно-художественного музея Надежду Садовскую, которая считала это делом своей жизни. Своим энтузиазмом «зажгла» многих. Дом выкупила и отдала под музей дочка Надежды Садовской Александра.
Большую поддержку оказали Министерство культуры республики и ялтинский предприниматель Валерий Сотников.
Московские поклонники творчества писателя передали литографии, которые висели в его квартире. Благодаря ялтинскому пароходству музей украсил спасательный круг с прогулочного теплохода «Константин Паустовский». Почитатели таланта писателя передали гидромагнитный компас, линзы с маяка на Казантипе, кнехт, картины, фотоаппарат, удочки, с которыми он любил ходить на рыбалку. С миру по нитке, что называется, насобирали интереснейшую, полноценную экспозицию.
Создание в Старом Крыму нового музея было фактом отрадным. Свидетельством того, что и в пору трудную, времена смутные настоящие приверженцы русской культуры в любых условиях работают на будущее, преодолевая трудности, поступаясь сиюминутными выгодами, доказывая живучесть здорового альтруизма. Преемницей первого директора Надежды Садовской 15 лет назад стала Ирина Котюк. Вместе с ней здесь работают люди, влюблённые в Паустовского. Для популяризации музея они каждый год проводят слёт романтиков «Соранг». В день рождения писателя съезжаются в Старый Крым из разных уголков России и даже дальних стран романтики на праздник, наполненный духом неутомимого странника.
Паустовский называл Крым местом, где хотелось остановить время. Он учит в быстротечное наше время не забывать оглянуться вокруг, запечатлеть прекрасный миг земного бытия, и тихо улыбнуться миру.
И вслед за Марком Кабаковым мы повторяем: «Ты был единственным, кто смог в годину страшного покоя и честь, и совесть беспокоя, вести по лучшей из дорог».