В Крыму воспитывают «людей с руками»
Запросы и интересы современных школьников стремительно меняются. Если раньше точками притяжения детей были станции юных натуралистов, фотошколы и театральные студии, то теперь молодёжь стремится изобретать роботов, конструировать космические спутники и разрабатывать компьютерные программы. Государство со своей стороны не жалеет бюджетных средств, чтобы поощрить такого рода стремления и дать молодёжи возможность реализовывать свои таланты и амбиции.
Кузницы кадров
Новые возможности для российских школьников открываются благодаря нацпроекту «Образование». На выделенные в его рамках средства в этом году в пятидесяти сельских школах Крыма открылись центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В них традиционные школьные предметы изучают с помощью робототехнических систем. Кроме того, на полуострове заработали кванториу-
мы, задача которых - способствовать развитию инженерного мышления у подростков. Первый появился в прошлом году в Симферополе, а в этом свой «детский технопарк» получила Ялта.
- Это настоящая кузница кадров - будущих инженеров, конструкторов, программистов, - говорит глава Ялтинской администрации Янина Павленко. - Кванториум открыт на базе школы-лицея №9. На его лабораторное и компьютерное оборудование было выделено 22 млн. рублей в рамках нацпроект «Образование». Ещё 11 млн. - из бюджета города, на ремонт и новую мебель.
В ялтинском кванториуме шесть кабинетов - физики, химии, биологии, робототехники, хайтек-цех и библиотека. Современное оборудование даст школьникам возможность познавать сложнейшие процессы в теории, применять их на практике, проводить собственные исследования. Например, в робо-классах ребята самостоятельно собирают и программируют роботов, а управляют ими при помощи смартфонов.
Сейчас кванториумы появляются во всех регионах России. В них ребёнок может примерить на себя роль авиаконструктора, сотрудника IT-компании или робототехника. На сегодня по всей стране открыто 184 кванториума, а к концу 2024 года их число достигнет 428.
Лаборатории, станки и коптеры
- В нашем кванториуме открыто пять лабораторий. Три для обучения по общим программам - биологическая, химическая и физическая. Ещё две - робототехника и хайтек - для обучения по дополнительным образовательным программам, - рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Симферопольская академическая гимназия» Ирина Жученко. - Кванториум оснащён цифровыми учебно-исследовательскими лабораториями. В студии хайтек есть 3D-принтеры, станок с лазерной резкой и программным управлением. Секция робототехники получила образовательные наборы для сборки и программирования роботов разного уровня сложности. Есть полигон для испытания беспилотных летательных аппаратов, учебные квадрокоптеры.
Программы кванториума рассчитаны для учеников в возрасте от 10 до 18 лет. Попасть в учебную группу может любой ребёнок, вне зависимости от степени его одарённости, а наиболее талантливые ребята продолжают развиваться после школы - уже в вузах.
- За прошлый год в нашем кванториуме обучилось 811 школьников, - говорит Ирина Жученко. - Из них 96 человек - учащиеся других школ Симферополя. Могу сказать, что имеется ажиотаж. У нас открыто достаточно много групп, но желающих заниматься в кванториуме по-прежнему ещё больше.
Больше практики
Цели кванториума - интеллектуальное развитие подростков, их вовлечение в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность, формирование инновационного, изобретательского стиля мышления. Также школьный технопарк должен помочь детям определиться с выбором будущей специальности.
- Я сейчас готовлюсь к индивидуальному проекту по биологии и физиологии, начинаю готовиться к ЕГЭ, - рассказывает ученица девятого класса Симферопольской академической гимназии Полина. - Кванториум даёт больше, чем написано в учебниках. Конечно, раньше мы смотрели видеоролики, но сейчас можно своими руками сделать то, что нам показывали на каких-то видеоуроках или на презентациях.
Основная проблема крымских кванториумов - наличие компетентных преподавателей. Работать с современным оборудованием нужно уметь, но этому пока не учат в институтах республики. Чтобы хоть отчасти закрыть пробел в специалистах, в прошлом году в регионе был создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства для учителей.
- Раньше, когда в школах не было современного оборудования, обучение фактически сводилось к теории. Например, домашнее задание - изучить параграф. Максимум - составить к нему план, - комментирует министр образования, науки и молодёжи РК Валентина Лаврик. - На физике, биологии и химии в лучшем случае можно было провести какие-то опыты. Сегодня в образовательных программах обязательно есть практическая часть, направленная на то, чтобы сформировать определённые навыки, необходимые в жизни. Теоретиков и философов у нас теперь будет меньше, а «людей с руками» - больше. Они помогут развивать те направления, которых требует программа социально-экономического развития Крыма.
В аттестатах выпускников, отучившихся в кванториумах, будет новая отметка о пройденных курсах. Это поможет при поступлении в университет на соответствующую специальность. Занятия в кванториумах бесплатны и не требуют вступительных экзаменов. Главное - желание.
Елена ЮМАНОВА.