«Ищем альтернативу ушедшим студиям»
Едва кинотеатры стали приходить в себя после чувствительных ковидных ограничений, как случилась новая напасть - западные кинокомпании отказываются от демонстрации своих фильмов в России. В связи с этим ассортимент кино сильно сузился: сейчас на афишах вместо голливудских новинок картины малоизвестных студий и отечественные ленты. Идут ли крымчане на эти фильмы? И есть ли риск, что кинотеатры полуострова закроются в связи с отсутствием зрительского интереса? Об этом мы говорили с директором предприятия «Мир кино» Ольгой Новиковой.
Сложности проката
- Кто формирует репертуар крымских кинотеатров? Можете ли вы сами выбирать фильмы для показа?
- В России работа кинотеатров - это частная предпринимательская деятельность, поэтому навязывать нам что-либо никто не может. Мы остаёмся свободными в выборе репертуара, было бы из чего выбирать. Многие зрители ошибочно полагают, что у нас в расписании остались исключительно российские фильмы. Это не так - мы и в нынешних условиях показываем новинки не только отечественного производства, но и иностранных компаний, в том числе США и Европы. От проката своих картин в России отказались несколько крупнейших студий - не все западные компании. Но, к сожалению, у многих зрителей нет понимания того, что кино, сделанное не гигантами киноиндустрии, тоже может быть качественным. В связи с этим прокат большинства картин сейчас проходит при практически пустых залах.
- При снижении интереса аудитории насколько велики финансовые потери крымского кинопроката?
- Мы думали, что настали сложные времена в 2018 году - после трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня». Она напугала многих, и люди стали опасаться ходить в кино. Потом наступил «пандемийный» 2020 год, когда кинотеатры не работали вообще, и казалось, что хуже уже некуда. Выяснилось, что мы ошибались. В конце 2021 года ввели ограничения: посещать кинотеатры можно было только при предъявлении QR-кодов. В этот период в залах за целый день бывало по два-три человека. При этом расходы кинотеатра не зависят от количества посетителей: нужно платить зарплату персоналу, оплачивать электричество и так далее. На этом трудности не закончились. 1 марта от работы с российским кинопрокатом отказались крупные западные компании. Конечно, все эти события сильно сказались на посещаемости кинотеатров и на наших доходах. Например, если в марте 2019 года посещаемость одного нашего кинозала составила 10 тыс. человек, то за аналогичный период 2020-го она была 7 тыс., а в марте этого года - 3,7 тыс. То есть, сейчас посещаемость в два раза меньше даже по сравнению с кризисным пандемийным годом. Падение доходов нашей сети в период с 2019-го по 2021 год составило 36%. И это при том, что мы добавили одну точку кинопоказа, которая стала приносить дополнительную прибыль. Если рассматривать локально каждый кинотеатр, падение доходов составляет 60-65%. По статистике, в 2021 году 80% кассовых сборов всех кинотеатров Крыма пришлось на фильмы зарубежного производства. Поэтому привлечь такое количество зрителей, как раньше, только силами отечественного кинематографа мы вряд ли сможем.
- Возможно, дело в том, что фильмы гигантов киноидустрии предназначены именно для показа на большом экране - зритель идёт на спецэффекты, объёмный звук, погружение в атмосферу? А кино небольших студий можно посмотреть и дома - по телевизору или в интернете.
- Да, безусловно. Поэтому уход с российского рынка крупных игроков киноиндустрии стал трагедией для отечественного проката. Вопрос, как привлечь зрителя на те картины, которые сейчас остались на экранах, актуален для каждого кинотеатра нашей страны. Жаль, люди не понимают, что поход в кино - это не только просмотр фильма. Это культурное событие, повод собраться с семьёй или друзьями. Или даже самому выйти из дома и получить новые впечатления. Поэтому мы не хотим останавливать свою работу - чтобы давать тем немногим зрителям, которые всё ещё приходят, возможность получать положительные эмоции и поднимать настроение.
В кинотеатр - на новинки
- Сейчас в повторный прокат выходят старые российские и даже советские ленты. Крымчане идут на эти фильмы? Всё-таки большая часть зрителей ходит в кино, чтобы увидеть картины, которые ещё нельзя посмотреть в интернете. Условный «Брат» уже давно в открытом доступе, и, кажется, все, кто хотел, его видели. Повторные показы будут востребованы?
- Мы не стали идти по этому пути. На мой взгляд, повторный показ некоторых картин возможен, только если кино действительно эффектное и его стоит ещё раз посмотреть на большом экране. В целом я не считаю, что ретроспективы станут популярными среди крымских зрителей. Дело в том, что кинопредпочтения жителей разных регионов заметно отличаются. И для Крыма повторные показы неактуальны. На полуострове долгое время было очень немного кинотеатров, из-за чего сложилась традиция всё смотреть дома. Кто пойдёт в кино на картину, которая и так неоднократно пересмотрена? Крымчане привыкли ходить в кинотеатры на новинки.
- В вашем расписании уже появились картины из Белоруссии и Китая. Будет ли происходить дальнейшая переориентация на кинопродукцию незападных стран?
- Ищем альтернативу картинам ушедших с российского рынка студий, чтобы сохранить разнообразие репертуара. Сейчас он у всех кинотеатров очень схожий. И раз нет кассовых картин, нужно привлекать зрителей чем-то необычным. Это один из способов выживания в нынешних нелёгких условиях.
- Кино незнакомых широкому зрителю производителей пользуется спросом у крымчан?
- Да. Например, мы взяли в прокат картины корейских кинематографов и они показали себя достаточно хорошо с коммерческой точки зрения. Кроме того, мы получили разрешение показывать записи спектаклей. Уже некоторое время сотрудничаем с театральным фестивалем «Золотая маска» - проводим трансляции их постановок. Есть и спектакли зарубежных театров на языке оригинала с русскими субтитрами.
- Как насчёт индийского кино? Некогда оно было чрезвычайно популярно в нашей стране. Может, снова настал «звёздный час» Болливуда?
- С прокатом любого зарубежного кино есть одна сложность: для того чтобы его показывать, нужно сделать дубляж. Этим занимаются прокатные компании или сами производители. Пока индийского кино на российском рынке нет, но когда оно появится, мы с удовольствием попробуем его показывать. Болливуд производит гораздо больше фильмов, чем Голливуд - Индия на сегодня является лидером по производству кино. Причём в плане качества спецэффектов индийская киноиндустрия давно обогнала западных конкурентов. Также мы ждём картин из Южной Кореи, которая зарекомендовала себя как производитель интересных и зрелищных фильмов. Думаю, они будут интересны крымскому зрителю.
Сохранить кино
- Отечественные кинотеатры работают на импортном оборудовании. Сейчас есть возможность продолжать его обслуживать, покупать нужные комплектующие?
- По звуку есть аналоги российского производства, но с кинопроекторами история аховая. В основном их делают в Бельгии, Японии и Китае. Возможно, придётся перейти на китайские комплектующие, но мы их пока не пробовали, и неизвестно, насколько они качественные. Ввиду отсутствия любых комплектующих и запчастей мы сейчас изо всех сил бережём то, что есть, и следим за ситуацией на рынке, чтобы понимать, как в дальнейшем выстраивать логистические цепочки поставок оборудования.
- Крымское правительство рекомендовало муниципалитетам на полгода освободить кинотеатры от арендной платы. В нынешних реалиях это поможет спасти индустрию от разорения?
- Крымские кинопрокатчики обращались к главе республики Сергею Аксёнову с просьбой поддержать отрасль в условиях кризиса. Мы понимаем, что просить каких-то субсидий нет смысла, потому что региональный бюджет и так испытывает большую нагрузку. Но отмена арендной платы тоже может стать хорошим подспорьем. Это значительная статья расходов, при этом многие киноплощадки арендуют помещения у муниципалитетов. Мы благодарны, что нас услышали.
- Есть ли риск, что крымские кинотеатры закроются насовсем?
- Сейчас мы пытаемся увеличить посещаемость, но на это нужно время. Минимум, до конца этого года. Есть риск того, что не все крымские кинотеатры переживут кризисный период и будут вынуждены остановить свою деятельность. Наша сеть, например, уже закрыла один из кинотеатров, и мы не смогли возобновить его работу, потому что это невозможно финансово. Любая денежная помощь со стороны государства сейчас не просто не лишняя, а жизненно необходима. В целом многие кинопрокатчики говорят о том, что в нынешних условиях лучше не работать вообще, чем продолжать убыточную деятельность. Но мы намерены сделать всё возможное, чтобы сохранить кино в Крыму.