Сергей Тютин: Жизнь, кино, любовь - неделимое триединство

10 Декабрь 2021 1454

На Евпаторийском кинофестивале детского и семейного кино «Солнечный остров» Сергей Викторович представил весёлый и поучительный без назидательности музыкальный художественный фильм «Крошка».

- Можно сказать, дебютирую в игровом кино, сняв тридцать один документальный фильм, - признался режиссёр. - Меня давно волнует проблема воспитания, образования. Я ведь учился на отделении игрового кино у выдающегося мастера Алексея Германа, вот теперь возвращаюсь к «профилю».

- Трудно было переходить от документального кино к игровому?

- Трудность была в том, что много персонажей, локаций. Съёмки проходили не только в Москве, но и в Камбодже. Производственно сложная задача, но мы с ней справились. На «Золотом Витязе» в Севастополе получили диплом.

В «Орлёнке» на Всероссийском фестивале визуальных искусств стали призёрами.

- В фильме много музыки. Судя по вашему выступлению на концерте открытия «Солнечного острова», это неслучайно?

- Вы правы. Музыку люб­лю, сам пою, и люблю других слушать. У песен в «Крошке» своя роль - создают особую атмосферу и служат развитию драматургии. Мне было важно показать связь времён через поколения. Поэтому звучат произведения известного композитора и поэта Александра Суханова, написанные ещё в 70-е годы.

У нас они являются элементом драматургической конструкции - работают на смысл.

- Поёт в картине папа главной героини Александр Тютин. Однофамилец?

- Старший брат. Мы с ним в детстве не просто увлекались музыкой, а занимались в музыкальной школе, даже в конкурсах участвовали и получали призы. Потом у Александра открылись математические способности.

У нас разница в три года, и он первым поступил в МЭИ, а вслед за ним и я. В институте и началось наше увлечение сценой, играли в студенческой студии «Агиттеатр МЭИ».

- И сцена перевесила дип­лом инженера?

- Так и есть. Благодаря руководителю студенческой студии Леониду Борисовичу Герчикову, театральному режиссёру и журналисту. После окончания института некоторые, «заболевшие театром», уходили в его театр «Игроки». Среди них и Саша. А я отправился в труппу Вячеслава Спесивцева, а потом вместе с ним, назначенным художественным руководителем Театра киноактера, стал работать на этой сцене.

У нас с Сашей и театральная Альма-матер одна - Щукинское училище, режиссёрский факультет. Инсценировку моего дипломного спектакля «Понедельник начинается в субботу» мы вместе делали, и на афише написали: «Инсценировка братьев Тютиных по повести братьев Стругацких». В середине 80-х я поставил в студенческом театре спектакль «Два Владимира. Высоцкий и Маяковский в стихах и документах», а в театре-студии киноактёра - «Пир во время чумы» по Пушкину с профессиональными актёрами.

- Но по жизни у вас разные амплуа: Александр - актёр, вы - режиссёр?

- Саша и спектакли ставит, но больше известен как актёр, вы правы. У него полторы сотни разноплановых ролей не только на сцене, но и в фильмах и телесериалах. Снимался у многих известных режиссёров, среди которых Александр Хван, Глеб Панфилов.

Был на экране и олигархом, и генералом, и главврачом, и кинорежиссёром Сергеем Герасимовым - в сериале «Людмила Гурченко». Для меня актёрство не стало главным, но иногда появляюсь на экране. В «Крошке» я волшебник, в короткометражке «Кино как попытка сближения» - директор кинотеатра.

- А с чего началось увлечение документальным кино?

- Когда ещё учился на высших курсах сценаристов и режиссёров, меня пригласили сделать цикл фильмов о Музее-усадьбе Архангельское. Фильм произвёл впечатление определённое и даже был показан в ЮНЕСКО, а там так прониклись, что выделили миллион долларов на реставрацию уникального театра Гонзаго, построенного в начале XIX века в западной части усадебного парка.

- Фильмы об искусстве не только работа, но и личное пристрастие?

- Мне интересна эта тема. На Первом канале делал фильмы в цикле «Гении и злодеи уходящей эпохи». Потом на канале «Культура» снял несколько циклов, основной из которых - «Звёзды русского авангарда». Начал с художников, продолжил деятелями кино. Восемь картин посвящены классикам отечественной кинорежиссуры: Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов, Дзига Вертов, Александр Довженко, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, создатель отечест­венного звукового и цветного кино Николай Экк.

- Вы успеваете ещё и преподавать?

- Мне и это интересно. Девять лет назад открыл киношколу «Мир искусства», потом она превратилась в «Арт-кино» затем в «Артерию кино». Пригласили преподавать в высшей школе телевидения, потом во ВГИКе. У меня много талантливых учеников, среди которых Егор Абраменко, фильм которого «Спутник» впервые в истории российского кино занял первую строчку на американском Itunes. Гамлет Дульян сделал большой игровой постановочный проект по Замятину «Мы». Сергей Черников недавно представил публике криминальную драму «Зима», В «Повелителе снов» Ирины Багровой Александр Балуев играет первую в жизни комическую роль - главного злодея. Ирина также стала продюсером чисто крымского фильма «Феодосийская сказка». Да и режиссёр этой картины Наташа Лебедева тоже у меня подучивалась.

- Вы ещё и создатель первого в России цифрового кинотеатра?

- Да, двадцать лет назад открыли его фильмом «Космическая Одиссея» Стенли Куб­рика. Показываем классику мирового кино, современное авторское, фильмы-призёры кинофестивалей, художественные, документальные, анимационные, по искусству. Сотрудничаем с «Мосфильмом», и благодаря этому у нас более 300 сеансов только «Золотой классики» отечественного кино. Запустили новый проект «Арт-кинопрокат» - советская классика, отреставрированная на «Мосфильме», на больших экранах в 120 кинотеатрах одновременно. То есть нормальным прокатом. Первым был фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова, затем - «Кин-дза-дза» Георгия Данелия, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Задача этого проекта - вернуть зрителей в кинотеатр - естественную среду обитания фильма, где и надо знакомиться с классическими произведениями, а не дома.

- Сейчас все кинотеатры частные, их владельцы идут навстречу?

- Они оказались очень симпатичными людьми, не имеющими никакого злого умысла, а всего лишь экономические интересы. Вернуть нормальную репертуарную политику просто - господдержкой владельцев кинотеатров. Тогда на экраны вместо стрелялок вернутся глубокие содержательные фильмы.

- Но проблемы кино современного не только ведь в отсутствии проката?

- Беда ещё и в том, что кино превратилось в цирковое, аттракционное, в экранизированные комиксы.

В 1977 году произвели фурор «Звёздные войны». А ведь до него, пока не понял, на какие картины люди ломают двери кинотеатров, Джордж Лукас снимал совсем другое, авторское кино. Но ведь через три года у нас в Москве точно также ломали двери на картину «Москва слезам не верит». Хотя там никаких спецэффектов, а просто внятно рассказанная классная история. Прокат попал не от хорошей жизни в зависимость от американского кино. Если бюджет одного американского фильма равен бюджету всей поддержки российского кинематографа, - это не равные условия конкуренции.

- Что для вас лично главное в актёрстве, режиссуре?

- Постоянно расти профессионально, творчески и нравственно. Одно от другого неотделимо. И, конечно, - любовь. Для меня жизнь, кино, любовь - неотделимы. Как пел Владимир Высоцкий «Я люблю - и, значит, я живу!».

Досье

Известный российский режиссёр, сценарист Сергей Викторович Тютин родился 14 июня 1966 года в подмосковном Подольске. Учился в Мос­ковском энергетическом институте, в Театральном училище имени Бориса Щукина, на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Художественный руководитель и организатор центра «Мир искусства», издательства, первого цифрового кинотеатра. Педагог и основатель киношколы «Артерия кино» и Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино «Арткино». Продюсер, соорганизатор Фестиваля российского короткометражного кино во Франции. Создатель Киноакадемии короткометражного кино.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.