Сдать под охрану. Нотариусу

10 Сентябрь 2021 306
Нужные документы сберегут в нотариальной конторе. Фото: Анны Кадниковой
Нужные документы сберегут в нотариальной конторе. Фото: Анны Кадниковой

У вас нет сейфа, но есть важные рукописи, свидетельства о браке, собственности, рождении, договоры, доверенности и прочие нужные документы, а ещё есть родственники, знакомые, от которых лучше держать всё это подальше, или просто опасаетесь воришек-мошенников… Тогда на помощь придёт нотариус: законодательством предусмотрено, что ему можно сдать документы на хранение, причём как в бумажном виде, так с июля этого года и в электронном. Подробности «Крымская правда» выяснила у Надежды ИСАЕВОЙ, нотариуса Симферопольского городского нотариального округа, члена Нотариальной палаты Республики Крым.

Электронные - через сеть

По словам нашего консультанта, нотариус вправе принимать документы на хранение и от физических лиц, простых граждан, и от юридических, компаний (при этом личность устанавливается по паспорту, а право действовать от имени организации - например, по доверенности). Это могут быть так называемые вещные документы, то есть реально ощутимые: текстовые на бумаге (свидетельства, выданные гос­органами, дипломы об образовании, долговые расписки, патенты, банковские и кредитные договоры, рукописи, удостоверения и свидетельства, что могут быть востребованы в судебных разбирательствах, документы о праве собственности на недвижимость, иное имущество, регистрационные акты гражданского состояния); графические изображения (фотографии, чертежи, рисунки) как на бумаге, так и на аналоговых или цифровых носителях. Кроме того, принимаются на хранение аудио- и видеозаписи на разных носителях. Могут отныне передаваться на хранение и электронные документы в цифровом формате: тексты, фото-, аудио- и видеофайлы, программные коды, электронные архивы, базы данных.

- Правда, порядок передачи вещных и электронных документов всё-таки немного разнится, - поясняет Надежда Исаева. - Первые надо нести к нотариусу лично, вторые, которые файлами и базами хранятся у вас на компьютере, можно отправить по интернету из дома, это называется удалённое нотариальное действие. Разберёмся вначале

с ним: на портале Федеральной нотариальной палаты notariat.ru есть специальный раздел, посвящённый таким «удалёнкам» и инструкция. Чтобы совершать некоторые нотариальные действия удалённо, в «личном кабинете» на портале Федеральной нотариальной палаты, надо иметь подтверждённую учётную запись на портале Гос­услуг и ключ усиленной квалификационной электронной подписи (УКЭП), её можно оформить в специальных удос­товеряющих центрах, аккредитованных в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России - сайт digital.gov.ru

При наличии этого всё несложно: в «личном кабинете» на сайте Федеральной нотариальной палаты подаёте заявление, которое в рабочее время в течение часа принимает любой нотариус вашего региона (если подавать документы на хранение в бумажном виде - выбираете нотариуса сами). В заявлении, согласно нормам статьи 97 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, указывается наименование файла электронного документа (пакета их), размер, формат, срок хранения, адрес электронной почты и номер  телефона для связи. Приняв заявление, нотариус отправит вам счёт для оплаты, а после этого ему даётся пять дней либо на выполнение, либо на отказ, если совершение требуемого нарушает закон. При отказе деньги вам вернутся в течение одного дня. Кстати, оплата нотариальных действий (нотариальный тариф и услуги правового и технического характера) и при совершении удалённо, и в помещении нотариальной конторы - одинаковая.

Через специальный сервис на сайте ведомства электронный документ по защищённым каналам направляете в Единую информационную систему нотариата, которая отличается особой надёжностью - эдакий виртуальный сейф. У системы есть карантинная зона, где всё переданное проверяется на наличие вредоносных программ - хранение информации должно быть безопасным.

А ещё можете не сомневаться, что ваш файл или базу данных кто-то увидит (закрыты даже для нотариуса, всё оформлявшего) - они будут зашифрованы и храниться в том же виде, как передали: отдельный файл или целая архивная папка.

В подтверждение того, что нотариус принял электронные документы на хранение, он в электронном виде выдаёт свидетельство, подписанное уже своей усиленной квалифицированной подписью. Также в свидетельстве указывается идентификатор хранилища вашего документа. Срок для хранения электронных документов определяете сами, когда он будет подходить к завершению, система напомнит об этом. И получить свои файлы и базы можно будет в удобное время у любого нотариуса.

С бумагами - лично

А вот чтобы передать нотариусу на хранение документы на бумажном и иных носителях, так называемые вещные, придётся лично отправляться к выбранному вами нотариусу (и забирать точно также - лично и там, куда передали).

- При приёме на хранение таких документов, - продолжает нотариус, - составляется договор об оказании услуг и опись, одни их экземпляры остаются в нотариальной конторе, вторые передаются тому, кто сдал документы. Правда, по просьбе заявителя, без описи, можно принять документы, если они запакованы надлежащим образом (упаковка скрепляется печатью нотариуса, подписывается им же и тем, кто сдаёт) - в этом случае нотариус отвечает только за сохранность упаковки, а не её содержимого.

В описи же указывается название сдаваемых на хранение документов, количество листов в них и физическое состояние (чтобы не было претензий, типа «истрепали»). Далее документы складываются в конверт или непрозрачный пакет, который опечатывается, подписывается только нотариусом, кладётся в сейф.

А заявителю выдаётся бумажное свидетельство (второй его экземпляр остаётся у нотариу­са), с указанием паспортных данных сдавшего (юридичес­кого адреса компании), адреса и данных нотариуса, места проведения и даты сделки, ссылки на опись и период, по истечении которого заявитель обязан забрать документы. Впрочем, вернуть их сдавшему смогут по первому же требованию. Естественно, при предъявлении паспорта, свидетельства о сдаче на хранение, описи - они сличаются нотариусом на идентичность с теми, что хранятся в нотариальной конторе. Если нет расхождений и сомнений - документы выдадут. А ещё вернуть обязаны по решению суда тому, кто указан в судебном решении, или же человеку, уполномоченному (подтверждается официально оформленной доверенностью) действовать от имени сдавшего документы. Кстати, с переданных на хранение документов тому, кто их сдал, могут при желании выдать копии - это уже будет отдельная оплата: 800 рублей при наличии реквизитов документа, от 1100 до 2850 - при отсутствии.

Приём нотариусом документов на хранение сдавший их обязан оплатить. Тарифы на совершение нотариальных действий можно узнать и у самого нотариуса, и на сайте региональной нотариальной палаты, в нашем случае - Республики Крым. Они устанавливаются ежегодно и одинаковы для любого нотариуса региона. Так, в этом году по республике определено, что за каждый день хранения каждых полных или неполных 250 листов документов, размер нотариального тарифа (взимается по статье 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) сос­тавляет 20 рублей за каждый день (сколько храните - за столько и платите). А вот стои­мость правовой и техничес­кой работы нотариуса (подготовка, составление описи, опечатывание конверта и так далее) - 110 рублей - сумма уплачивается единоразово.

В общем, если есть необходимость надёжно хранить различные документы, но нет денег на покупку домашнего сейфа, можно воспользоваться услугами нотариуса - удобно и с гарантией, подтверждённой государством.

Кстати

Учтите, что сдать нотариусу на хранение документы, содержащие коммерческую или государст­венную тайну, нельзя. Также как и деньги, драгоценности и любые предметы, не считающиеся документом (не содержащие их).