«Поезд Победы» едет по Крыму

30 Март 2021 933
Так выглядит уникальная выставка на колёсах. Фото автора.
Так выглядит уникальная выставка на колёсах. Фото автора.

Крымчане и севастопольцы готовятся встретить 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И в этом плане трудно переоценить шествие «Поезда Победы» по Крыму.

17 марта уникальная передвижная выставка на колёсах, посвящённая Великой Отечест­венной войне, прибыла в Севастополь. Три дня стоянки поезда на железнодорожном вокзале города совпали с праздничными мероприятиями, посвящёнными 7-й годовщине воссоединения Севастополя и Крыма с Россией. Посещение первой в мире иммерсивной инсталляции проходило в рамках строго организованных экскурсий, в которых были самые разные категории севастопольцев, начиная от школьников-старшеклассников и заканчивая ветеранами. В каждую экскурсионную группу входило до 12 человек.
Оказаться внутри стилизованного бронепоезда, увидеть фрагменты настоящего штаба командования фронта или узнать о быте солдат в окопах и даже побывать в бане, увидеть работу фронтового фотокорреспондента - всё это посетители «Поезда Победы» смогли сделать, просто переходя из вагона в вагон. Причём под реальный перестук колёс, видя в окна поезда разные проплывающие мимо эпизоды фронтовой жизни. Эта уникальная инсталляция фронтовой жизни потрясла меня до глубины души. За совсем непродолжительное время, как и многие тысячи людей, я окунулся в ад жестоких боёв и ни с чем не сравнимую радость Победы, одержанную над фашистской Германией. Лица людей, они словно живые… Кажется секунда-другая и они заговорят, задвигаются.
В экспозиции представлено немало исторических личностей. Без труда узнал учёного с мировым именем Игоря Васильевича Курчатова. Выдающийся советский физик, отец советской атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954), он в первый период Великой Отечественной войны вместе с академиком А. П. Александровым разрабатывал метод размагничивания кораблей для защиты от магнитных морских мин. 9 августа 1941 года Курчатов и Александров приезжают в Севастополь  и организуют размагничивание кораблей Черноморского флота. Созданная А. П. Александровым и И. В. Курчатовым система ЛФТИ была установлена в течение Великой Отечественной войны на сотнях кораблей и обеспечила надёжную защиту от немецких магнитных мин. За эту работу Курчатов был удостоен Сталинской премии. А вообще он лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий.
Нельзя было не узнать и Константина Рокоссовского - кавалера ордена «Победа». Он в военном мундире генерала армии ещё того грозного военного времени. Единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза и Маршал Польши. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. А вот генерал Иван Панфилов…
Организаторы выставки утверждают, что такого количества многофигурных скульп­турных композиций - их около 150 - нет ни в одном музее мира. А 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 тач-столов воссоздают захватывающие воздушные бои и танковые атаки, помогая глубже окунуться в атмосферу военного времени.


В одном из вагонов.

Как рассказала организатор выставки Регина Ишмулина, «Поезд Победы» включает в себя 12 вагонов. Восемь из них - тематические, четыре - технические, а всего представлено 12 тематических зон. По её словам, «готовился поезд около двух месяцев. Отдельно снимались все видео, записывались звуки. Но до этого времени баталисты готовили манекены. А это весьма трудоёмкий процесс».
- К каждому из персонажей нужно было подготовить свой «костюм», - поясняет Регина Ишмулина, - у кого это, как у Константина Рокоссовского, - генеральский мундир, у кого-то - медицинский халат, у дипломата и разведчика Рихарда Зорге - цивильный костюм…
По её словам, это была очень сложная и трудоёмкая работа, в которой одних только художников было более семидесяти, а сколько занято других специалистов!
Особый упор был сделан организаторами на проработку фигур учёных, генералов, офицеров, солдат, медсестёр, узников концлагерей и мирных жителей. На выставке задействовано более 4000 единиц реквизита. А некоторые вещи на манекенах, по словам создателей, являются подлинными - куртки, гимнастёрки, военная форма и другая одежда военных лет даже отмечены в специальной карте поезда. Это настоящая газета «Ленинградская правда» №206 (9241) за 3 сентября 1945 года, трофейная чёрная куртка кригсмарине ВМС Вермахта, трофейная куртка Люфтваффе с электрическим подогревом на фигуре фотографа… Многие посетители «Поезда Победы» отметили особую реалистичность созданной обстановки и особый подход к проработке деталей.
Ощущаешь настоящий душевный трепет, глядя на допрос фашистами пленённого и истекающего кровью советского воина. Или на измождённые серые и худые лица узников концлагерей, которые после освобождения едут домой.
«Пробирает до мурашек», - делились со мной впечатлениями посетители после экскурсии. Именно поэтому на посещение выставки существуют возрастные ограничения 12+, так как некоторые из представленных военных сцен реалистичны и полны трагизма.
- Уникальная передвижная выставка «Поезд Победы» - первая в мире иммерсивная инсталляция, - продолжает Регина Ишмулина, - Экспозиция разработана историко-художественной мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат». Осмотр проходит в сопровождении аудиогида, для чего каждому посетителю выдаются наушники. Повествование ведётся от лица машинистки Лидии, которая вспоминает всё, что происходило с ней и её знакомыми в период Великой Отечест­венной войны. Прототип главной героини - реальное лицо, Елена Чухнюк, которая водила грузовые поезда и воинские эшелоны с оружием и боеприпасами. Экскурсия с аудиогидом занимает всего
30 минут, но оставляет сильные впечатления на многие годы.
Авторы идеи называют «Поезд Победы» своеобразной машиной времени, с помощью которой посетители погружаются в далёкое фронтовое прошлое. Зритель выступает в качестве пассажира и является свидетелем того, что в нём происходит.
Этот проект, по словам Регины Ишмулиной, работает с октября прошлого года. Двинулся поезд из Москвы, побывал в Санкт-Петербурге, Пскове, Мурманске, Архангельске, Туле, на юге России. Позади более 25 городов нашей страны.
- В Севастополе выставку ежедневно посещали около 1000 человек, - утверждает Регина Ишмулина, - а вообще посетило более 50000 граждан. И эта цифра постоянно растёт. После Севастополя мы отправляемся в Симферополь, где пробудем три дня, затем по два дня в Евпатории, Джанкое, Феодосии и Керчи. Таким образом мы охватим все наиболее крупные города Крыма.

Владимир ПАСЯКИН.