Лесополос не ждите!

17 Март 2021 887
Пустынный ландшафт вдоль «Тавриды».
Пустынный ландшафт вдоль «Тавриды». Фото Александра КАДНИКОВА.

Окрестности трассы «Таврида» сейчас напоминают инопланетные пейзажи - куда хватает глаз, всюду открытое, пус- тынное пространство. Ни единого дерева или кустарника - всю растительность пришлось уничтожить во время строительства дороги. Теперь ничто не тормозит разбега и без того свирепых крымских ветров. В итоге после снегопада, случившегося в начале года, движение по трассе было парализовано на целые сутки. Даже после того как снег закончился, техника не могла справиться с заносами. Сильным ветром снег наносило с полей. Очевидно, летом то же самое будет происходить с грунтом.

Ветреный полуостров

- Мы знаем о климатических особенностях Крыма: о снежных заносах, песчаных и пыльных бурях, - констатирует президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко. - Последняя крупная буря в Крыму, в 2012 году, переворачивала машины и блокировала движение транспорта. Сейчас с приходом весны грунт на полях просохнет и сильными ветрами его будет попросту сдувать. Придётся и трассу без конца чистить от земляных наносов, и восстанавливать плодородие почвы. Очевидно, что придорожные лесополосы для полуострова крайне важны.
Ещё в XIX веке лесные полосы, защищавшие поля от дефляции, системно высаживались по всей России. В советское время на территории Крыма было около 27-30 тыс. гектаров лесополос. Они предотвращали эрозию и выдувание плодородного слоя грунта, смягчали климат на полуострове. В зимнее время деревья удерживали на полях снег, который защищал посевы от вымерзания, а во время таяния насыщал землю влагой. Однако при Украине нерадивые фермеры и местные управленцы допустили практически полное уничтожение лесополос. Деревья активно вырубались на дрова, для расширения сельхозучастков, под застройку и так далее. А то, что осталось, снесли во время строительства «Тавриды».
В результате в засушливую и ветреную погоду воздух вдоль трассы наполняется облаками грунта, который затем сносит в окрестные овраги или в море.
- Сейчас вопрос стоит так, что нам нужно сохранить крымскую почву как таковую, - говорит Виктор Тарасенко. -
Ветровая эрозия, которой подвержена вся территория полуострова, представляет серьёзную угрозу. Представьте только, сантиметр почвы формируется многие сотни лет, а выносится буквально одним мощным суховеем. Причём эрозии подвержена самая плодородная, гранулированная, часть, способная давать урожай, - глубже залегает неструктурированная часть без гумуса. Процесс выноса идёт постоянно, и, в конце концов, мы теряем наше национальное богатство.

Лишние деревья

В 2017 году в Министерстве экологии и природных ресурсов РК пообещали исправить ситуацию, организовав посадки зелёных насаждений вдоль «Тавриды» протяжённостью 200 км. Глава ведомства Геннадий Нараев подчёркивал, деревья будут не только сохранять плодородный слой грунта от выдувания, но и смогут защитить трассу от снежных и песчаных заносов. Министерству имущественных и земельных отношений РК было поручено определить необходимые земельные участки для новых насаждений и выяснить их собственников для организации дальнейшей работы.
В проекте строительства трассы не было пункта озеленения, но региональные власти собирались организовать его за счёт компенсационных средств, выплаченных подрядчиком в размере 250 млн. рублей.
- Все зелёные насаждения при строительстве трассы «Таврида» были проинвентаризованы и учтены. Денежные средства по компенсационным выплатам за снос зелёных насаждений поступили в бюджет республики, - сообщает заведующий отделом регулирования пользования объектами животного и растительного мира Минэкологии и природных ресурсов РК Станислав Иванов. - Эти деньги будут направлены на проведение компенсационных работ по высадке зелёных насаждений.
Деньги есть, но найти место для высадки деревьев оказалось куда сложнее, чем надеялись в правительстве. Оказалось, что по соображениям антитеррористической безопасности непосредственно вдоль трассы высаживать деревья нельзя. Все компенсационные посадки должны проводиться вне автомагистрали - на расстоянии не менее 70 метров от дорожного полотна. Но и тут беда. Вдоль «Тавриды» идёт плотная зона хозяйствования и практически нет свободной земли. А владельцы участков не желают загромождать свои наделы лишними, по их мнению, деревьями. «Так что можно сказать, что территория вокруг трассы почти не поменяет свой вид», - предупредил Геннадий Нараев.
Кстати, по словам представителя Госкомдорхоза, проект строительства автодороги получил положительное заключение Главгосэкспертизы России и соответствует всем современным техническим требованиям. Например, на участках где теоретически возможно образование снежных заносов, при проектировании предусмотрено поднятие насыпи и профиля дороги. «Учитывая соблюдение норм всех СНИПов и климатические условия региона, дополнительных мер, таких как строительство специальных барьерных ограждений или высадка лесополос в целях недопущения снежных заносов, не требуется», - резюмировали в ведомстве. Правда, то, что даже непродолжительный снегопад смог на сутки парализовать движение по главной трассе полуострова, идёт вразрез с позицией Госкомдорхоза.

В других районах

Получается, строивший трассу подрядчик заплатил компенсацию, эти деньги где-то осели, а проблема выдувания грунта и заносов на трассе осталась. В качестве некоторого утешения в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ сообщают, что высаживать лесополосы на полуострове всё-таки будут - просто не в районе трассы «Таврида». Так, до конца 2022 года на территории Первомайского района высадят 300 гектаров защитных насаждений. 100 гектаров уже
заложили в прошлом году. Ещё 200 появятся до конца следующего года.
- Начали с Первомайского района, как с самого пострадавшего, - поясняет Геннадий Нараев. - Понятно, что и в других районах надо выполнять такую работу, но не всё зависит от нашего министерства. Надо откадастрировать участки, определить исполнителя и выделить финансирование. Нам бы хотелось, чтобы все лесополосы, которые когда-то росли в Крыму, были восстановлены для сохранения почвы от негативных последствий.

Елена ЮМАНОВА.