Не спешите перезванивать

13 Январь 2021 499
Злоумышленники звонят и сбрасывают вызов, чтобы обманывать системы автоматической фильтрации звонков.
Злоумышленники звонят и сбрасывают вызов, чтобы обманывать системы автоматической фильтрации звонков. Фото Александра КАДНИКОВА.

Телефонные мошенники нашли простой способ обойти системы идентификации, которые оберегали россиян от нежелательных звонков. Они звонят гражданам и сбрасывают вызов. Таким образом аферисты вынуждают своих жертв самостоятельно связываться с ними.

Как пояснил ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов, год назад подобную схему злоумышленники не использовали.
«Злоумышленники звонят и сбрасывают, чтобы обманывать системы автоматической фильтрации звонков. Существующие системы анализируют звонки: когда они происходят, номер, длительность, есть ли этот контакт в адресной книге пользователя и так далее. После каждого звонка системы предлагают пользователю указать, есть ли у него подозрение на мошенничество. Если данный номер был зафиксирован как спам, то в будущем при входящем звонке на экране устройства отобразится предупреждение о том, что это спам», - цитирует слова Голованова РИА Новости.
Согласно статистике Kaspersky Who Calls в России в этом году среди всех входящих с неизвестных номеров доля спама составила 63%, а доля звонков с подозрением на мошенничество - 5,9%. При этом злоумышленники активно пользовались технологией подмены номера. Чаще всего они указывали телефоны финансовых организаций, государственных учреждений или юридических лиц.
По словам Голованова, такие системы изначально анализировали только входящие звонки, потому что никто не думал, что люди сами начнут звонить мошенникам.
«Но злоумышленники воспользовались этой возможностью, теперь они звонят и бросают трубку. Если человек перезванивает сам, злоумышленники начинают использовать традиционные методы социальной инженерии: представляются сотрудниками службы безопасности банка, пытаются выведать конфиденциальные данные пользователя или убедить перевести деньги на счета мошенников», - сообщил он.
Чаще всего, по его словам, злоумышленники звонят через пулы телефонных номеров, которые относятся к интернет-телефонии. Подмена номера позволяет скрыть местоположение, настоящий телефонный номер звонящего.
Любопытно, что злоумышленники пытаются обмануть всех подряд, невзирая на чины и ранги. Накануне Нового года глава Центробанка Эльвира Набиуллина призналась, что ей тоже приходится принимать звонки от телефонных мошенников. При этом её поражает их уровень подготовки. На той стороне трубки механическим голосом говорил бот, который призывал нажать такую-то кнопку, если вы переводили или не переводили деньги. Председатель Банка России полагает, что такой «разговор» мог бы внушить доверие многим, поскольку выглядел очень профессионально.
Эльвира Набиуллина прос­то положила трубку и посоветовала делать так же всем россиянам, если им звонят и представляются от имени банка. У каждого клиента кредитной организации в договорах и мобильных приложениях указаны контакты. Лучше самому перезвонить по проверенному номеру и узнать, есть ли какие-то проб­лемы по карте или счёту. Глава Цент­робанка призвала никогда ничего не говорить звонящим якобы из «вашего банка» и тем более не передавать им какие-то данные.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.