Александр Балуев: Кинозвездой стать не хотел, без театра жить не могу

19 Декабрь 2020 850

Как признаётся «главный офицер российского кино», в Крым он приезжает охотно и получает удовольствие от общения со зрителями и коллегами. В этом году участвовал в евпаторийском кинофестивале детского и семейного кино «Солнечный остров», встречался со студентами Университета культуры, искусств и туризма.

- Крым я увидел ребёнком, - рассказывает Александр Николаевич. - Нас с сестрой отец привёз на машине. Мы в ней заснули, а когда проснулись, увидели море и песчаный пляж. Спросонья это показалось сказкой. Так Крым и стал воспринимать. Мечтал попасть в «Артек», но туда отправляли только отличников, а я был двоечником, так что в «избранные» не попал.
- Зато попали в профессию, которая сделала вас знаменитым. Это стало осуществлением мечты?
- У меня не было такого, что с детства я мечтал о сцене, кино. Я был парнем спортивным, очень любил хоккей и даже ходил в школу ЦСКА. Но оказалось, у меня коленки негодны для профессионального спортсмена - долго не выдержат нагрузок, и это плохо кончится. Пришлось забыть о спорте. Читал я в детстве мало, а вот музыку слушать любил. Ходил в музыкальную школу, но из-за хоккея не окончил её, потому что много прогуливал. Осилил только семь классов.
- И с чего же началось пристрастие к актёрству?
- Со знаменитой постановки «Принцесса Турандот» в Вахтанговском, на которую привели наш десятый класс. Впервые увидел Михаила Ульянова, Николая Гриценко, Юлию Борисову, Юрия Яковлева. Сидел, как зачарованный. После этого и решил поступать в театральный институт. Выбрал Щукинское училище, потому что оно ближе к дому и недалеко от Вахтанговского театра. При первой попытке потерпел фиаско. Но экзаменаторы отметили, что данные у меня есть, надо только лучше подготовиться. И я стал посещать театральную студию завода «Станколит», в которой преподавала замечательный педагог Татьяна Романовна Титова. Спектаклей там не ставили, а делали программы агитационные - про комсомол, про партию, про любовь к Отчизне. Но помимо этого, руководитель студии готовила меня к поступлению.
И, видимо, хорошо подготовила, потому что меня приняли в Школу-студию МХАТ на курс Петра Массальского. Годы учёбы - самые счастливые в моей жизни. У нас были такие педагоги!
- Вы - один из немногих наших актёров, поработавших в Голливуде. Как попали на «фабрику грёз»?
- Представители кинокомпании Dream Works приехали в Россию подобрать артистов на роли русских в фильм «Миротворец» режиссёра Мими Ледер. Так я стал генерал-майором российский армии - злодеем, который пытается продать украденные ядерные боеголовки террористам.
- Это был важный для вас опыт?
- Не могу так сказать, да и удовольствия от съёмок не получил. Но понял, что в Голливуде по технологии всё то же самое, что у нас, только там к кино относятся не только как статье доходов, но и как к необходимому в жизни продукту. Неслучайно же говорят, что кино сделало Америку. Было интересно смотреть, как работают перед камерой Джордж Клуни, Николь Кидман. Потом ещё в трёх фильмах снялся в похожих ролях.
- Остаться там не хотелось?
- Я ведь туда попал, когда было уже под сорок. Чтобы ассимилироваться, идеально выучить язык, понадобилось бы лет десять-пятнадцать. Если бы это случилось лет в четырнадцать, может, и решился: стану мировой звездой! Потому что в этом возрасте глупый был. Но в 40 лет понимал, что оставляю здесь, и что мне светит там. Там меня видели в одном амплуа - брутального русского злодея. Ещё я понял, что русский артист там не может быть на равных с американскими.
- Поэтому и Гаю Ричи отказали?
- Причина была уважительной: снимался у Веры Глаголевой в фильме «Две женщины» по мотивам пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Вот с кем было интересно поработать! Как и с Егором Кончаловским в приключенческом триллере «На Луне». Полный метр - редкость в нынешнее время. Играю деда. Дожил! И я бы даже сказал, что мне это понравилось. Да и сама история увлекательная: главный герой, молодой человек, абсолютно безбашенный, совершает проступок, за который его должны посадить. Его отец, представитель сформировавшейся в последнее время касты всемогущих, прячет его на выселках, где живёт некий странный человек. Этот странный человек - я. Больше ничего не расскажу, чтобы сохранить интригу.
- Как многие актёры вы решили попробовать себя в режиссуре?
- Режиссёром я никогда не хотел быть. Режиссёром надо родиться. Для меня это - тёмный лес. Я понял, что, в общем-то, режиссёрское дело попроще, чем актёрское. Совсем другое, конечно, но попроще. Режиссура, на мой взгляд, это профессия головного мозга: твоя мысль доносится до зрителя через актёров. Актёрство - это твоя душа, эмоции, это любовь.
- Что же вас вдохновило снять фильм?
- Прочитал пьесу Валентина Красногорова «Его донжуанский список», она меня очень тронула, хотел поставить спектакль. А потом решил написать на её основе киносценарий. Моими соавторами стали актёр, продюсер Александр Боковиков и молодой драматург Максим Фролов. Снимаем под рабочим названием «Отель». Это камерная история на трёх актеров. Действие происходит в одной гостинице в одну ночь. Главные герои - молодожёны, отправившиеся в свадебное путешествие. В заброшенной гостинице они встречают непонятного для них человека, которого играю я. И он меняет их представления о любви и о жизни.
- Понравилось быть режиссёром?
- Нет. Я ленивый, а освоение нового ремесла - огромный труд. Думаю, больше снимать не буду. Я всё же обучен актёрскому ремеслу. Кино могло не быть, а театр в любом случае навсегда со мной. Я привык к существованию в этой профессии.
- Но вы ведь и в театральной режиссуре себя попробовали?
- Есть такое. В Театре эстрады поставил музыкально-драматический спектакль «Территория страсти» по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Мне интересна вечная тема взаимоотношений мужчины и женщины. Это два абсолютно разных мира. Оба прекрасны, в этом и есть суть. Я и режиссёр, и продюсер, и главную мужскую роль играю. А началось с того, что композитор Глеб Матвейчук дал послушать мне свою новую музыку. И мне пришла мысль сделать драматургию. Глеб поддержал. Сначала хотели пригласить режиссёра со стороны, но у хороших специалистов график расписан на многие месяцы вперёд, вот я и решил - сам. Для меня «высший пилотаж» - когда режиссуры не видно, всё естественно и гармонично. К этому стремился. Был у меня опыт антрепризных постановок «Признание» и «ВДВ. Всем добрый вечер!», которые мы, кстати, и в Крым привозили. Я и режиссёром был, и продюсером, и играл, конечно. В Крым очень люб-лю приезжать. Здесь тёплые люди живут. И Крым для меня - важная частица российской истории.
- Вы счастливы в профессии?
- Да. Считаю, что я реализовал тот потенциал, который у меня есть. В профессии чувствую абсолютный комфорт, баланс, внутреннее удовлетворение.
- С кем из партнёров было особенно интересно и приятно работать, хотелось бы продолжить сотрудничество?
- Много таких. К сожалению, с Ульяновым снялся только в последний год его жизни. В сериале «Охота на изюбря». С Ходченковой было интересно играть в фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину». Это сейчас она - модель, а тогда была настоящей русской женщиной - дородной, статной. Разительные перемены со Светланой произошли, но сыграл бы с ней с удовольствием. Вообще мне везло и везёт на встречи с актерами и режиссёрами.
И за это благодарен судьбе. Вообще наша профессия на 80% зависит от везения. Кинозвездой я стать не хотел, а вот без театра жить не могу. Театр - главное в моей жизни.

Досье

Советский и российский актёр театра и кино Александр Николаевич Балуев родился 6 декабря 1958 года в Москве, в семье военного. После окончания Школы-студии МХАТ служил в Театре Советской Армии, в Московском театре им. Ермоловой. В конце 90-х снимался в Голливуде. Активно работает в антрепризах, сотрудничает с театром Ленком, много снимается в кино и телесериалах, озвучивает документальные фильмы. Зрители помнят его яркие роли в фильмах и сериалах «Мусульманин», «Охота на изюбря», «72 метра», «Турецкий гамбит», «Инди», «Гибель империи», «Жизнь и судьба», «Угрюм-река», «Француз» и многих других. На счету актёра более 100 киноролей и свыше 40 - на театральной сцене. Среди многочисленных призов - кинопремии «Ника», «Кинотавр», ялтинского телекинофорума «Вместе», Международного кинофестиваля в Варне, премия «Звезда Театрала».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.