Если бы не Крым . . .

Мир остался бы без сварных кауперов, а СССР - без динозавров

6 Октябрь 2020 518

Крым это не только жители-труженики, курортники и природные красоты «ордена на груди планеты Земля». Это ещё и богатая история, события и люди, без которых жизнь могла стать совсем иной. «Крымская правда» выясняет, за что мир благодарен нашему полуострову.

Вице-премьер страны

Да, когда-то, в советское время, один из наших земляков почти четверть века был вице-премьером страны, заместителем председателя Совета министров СССР: четыре председателя сменились, а он оставался замом. А ещё благодаря ему в стране появились «Азовсталь» и Криворожский металлургический, Магнитогорск и броня танков, металлургический завод в Индии и первый в мире сварной каупер для доменной печи. Вообще-то Каупер - это фамилия английского инженера Эдуарда Алфреда, изобретателя аппарата для нагрева воздуха (дутья) перед подачей его в доменные печи. Аппарат в итоге стали называть его именем, случилось это в 1857-м, а спус­тя почти сотню лет кауперы, соединявшиеся изначально механическим способом, «на винт и клёпу», стали делать сварными. Опять же, благодаря крымчанину - Вениамину Дымшицу.
Он родился 15 сентября 1910-го в Феодосии, окончив местную семилетку - ныне старейшую в городе школу №4 имени Вити Коробкова, некоторое время работал в порту разнорабочим, в 17 лет перебрался сначала на Донбасс, в шахту, потом в Мос­кву. Работал кочегаром, но увлёкся идеей сварки металлов и поступил в Московский автогенно-сварочный институт. После - распределение в Сибирь, где вместе с Иваном Бардиным, известным советским металлургом, достраивал Кузнецкий металлургический комбинат. Прошёл там путь от прораба до замначальника работ сварочной конторы. Кстати, благодаря феодосийцу в Новокузнецке появился сварной мост, первый в СССР, - через реку Томь. А те самые сварные кауперы появились во время работы в Мариуполе на «Азовстали», тогда же освоено создание сварных настилов и каркасов. И устаревшая пневматическая клёпка, изматывавшая мастеров, была впервые в промышленных масштабах заменена им на автоматизированную сварку, разработанную Евгением Патоном. И металлургический комбинат в Кривом Роге появился благодаря Вениамину Дымшицу, его, начальника строительства, энергии и целеустремлённости. Где бы ни работал Вениамин Эммануилович, везде на первое место ставил рабочего человека, понимая, что кадры, которые, как говорится, решают всё, нуждаются в заботе и внимании. Рабочие чувствовали это и отвечали тем же.
Перед Великой Отечест­венной 29-летнего крымчанина направляют на Южный Урал, где идёт строительство Магнитогорского металлургического комбината, точнее затормозилось оно в 1937-м из-за разгула репрессий. Молодому управляющему треста «Магнитстрой» и поручили разобраться, кто виноват, а кто нет. Разобрался и, по сути, началось возрождение стройки и всего города - с привлечением лучших специалистов, с созданием собственных бетонного, ремонтного, цементного производств. Вскоре совместно с инженерами Дмитрием Федуловым, Константином Шес­таковым, новым директором комбината Григорием Носовым и сотнями сотрудников удалось на полную запустить предприятие, начать строить дома (первые в стране пятиэтажки) для рабочих. Весной 1941-го построен прокатный цех, где вскоре начнут откатывать первую бронированную сталь. Потом в Магнитогорск из Мариуполя эвакуируют броневой стан, пока его будут ждать, магнитогорцы по идее нашего земляка выстроят (за 59 дней, под проливными дождями!) для предприятия собственный большой цех, котельную, газопровод.
И начнёт страна выпускать броню для танков, идущих на фронт. Первый из семи орденов Ленина Вениамин Эммануилович получит именно за это. Всего в Магнитогорск в Великую Отечественную эвакуировано 42 предприятия, разместить людей и оборудование удавалось в кратчайшие сроки - продукция нужна была фронту. И о своём Магнитогорском комбинате не забывали - в декабре 1942-го первый чугун выдала самая мощная в стране и Европе доменная печь - и сварные кауперы, созданные нашим земляком, всё больше пригождались. Потом будет шестая домна - выплавляемого ею чугуна хватало на выпуск 350 танков в день. Так что наша Победа выкована и на Магнитке, трест которой возглавлял крымчанин.
Затем Вениамина Дымшица, экстерном окончившего Московский высший технический университет имени Николая Баумана, направляют на восстановление после вой­ны Запорожья, треста «Запорожстрой» и предприятия «Запорожсталь». В сотрудничестве с Евгением Патоном на этом предприятии удалось создать цельносварную доменную печь. А потом была Мос­ква, должность замминистра строительства предприятий тяжёлой индустрии, металлургической и химической промышленности страны, и Бхилаи, Индия, - главный инженер строительства местного металлургического завода. Снова Москва, руководитель Госплана страны, первый председатель Совета народного хозяйства СССР и Госкомитета по материально-техническому снабжению.
И на 23 года - заместитель председателя Совета минист­ров страны. В 1980-м наш земляк стал Героем Социалис­тического труда. Кроме золотой медали «Серп и молот», у Вениамина Дымшица были
7 орденов Ленина, два - Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской революции и две Сталинских премии. Его не стало 23 мая 1993-го, в память о Вениамине Эммануиловиче, уроженце Феодосии, названа улица в Магнитогорске.

Сакские Дино

Пятнадцать лет назад Саки стали первым в Европе городом, на гербе которого изображён динозавр - символ древности Сакского озера.
А в советское время, 88 лет назад, этот город стал первым в Союзе и вторым в мире (после Лондона), где появился памятник динозаврам. Причём, сразу четырём - травоядному бронтозавру (апатозавру) и трём напавшим на него хищникам - цератозаврам. Первый родом из Северной Америки, где обитал около 150 миллионов лет назад, достигая роста до 20 метров и веса до 30 тонн, с длинными шеей и хвостом-хлыстом, но маленькими головой и передними лапами. Вторые - оттуда же и того же возраста, но поменьше - до 7 метров и до тонны, зато с гибким хвостом и четырьмя когтистыми пальцами передних лап. Скульптура «Борьба бронтозавра с цератозаврами» (снимок фотокорра «Красного Крыма» В. Малышева) появилась в Курортном парке в 1932-м. Поэтесса и краевед Галина Александровна Печаткина предполагала, что это символ извечной «борьбы добра со злом, беззащитности и агрессии. А может, в давние времена при осушении Сакского озера под застройку там были обнаружены части скелета древнего животного…». Или же, возможно, авторы памятника, евпаторийский скульптор Сергей Лихошерстов и помогавший ему Константин Водзинский, смотритель парка, находились под впечатлением сообщения того времени, когда шторм в Николаевке вымыл на суше останки мамонта. Или вспомнил Сергей Александрович о юношеском увлечении историями о динозаврах и оконченном факультете естественных наук. А может, это просто был символ коммунистического СССР, отражающего атаки капиталистических стран.
Отражать в полном смысле пришлось очень скоро - в Великую Отечественную скульп­тура пострадала: снарядами у Бронтика, как ласково зовут его жители, пострадали хвост и голова, а одного цератозавра вовсе уничтожило взрывной волной. Автор памятника умер ещё до войны, так что восстанавливать было некому. Лишь в 1982-м главврач объединения санаторно-курортных учреждений Альбин Пилецкий пригласил для реконструкции символа крымского скульптора Нину Петрову, чеканщиков А. Черкасова и Д. Шевчука. Правда, использованный ранее ксилолит (смесь древесных опилок с магнезиальным цементом) они заменили бетоном и кованой медью, немного добавив натуральности в детали, но, как вспоминала Нина Пет­ровна, «изучили все описания и довоенные фото, чтобы максимально сохранить прежнюю композицию». В сравнении с довоенными хищными динозаврами современные имеют иные позы, да и у травоядного разная длина лап и наклон головы. Но всё равно символ борьбы добра со злом, символ крымского курорта Саки существует, а отдыхающие даже придумали Бронтику фамилию - Излечивающий.
Это лишь некоторые крымские события и люди, без которых мировая история развивалась бы иначе. Знаете о других? Пишите, ждём ваши рассказы.

Вениамин Дымшиц

Символ курорта Саки, 1930-е годы.

Фото из открытых источников.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.