Не бойтесь «удалёнки»

30 Сентябрь 2020 693
Фото Александра КАДНИКОВА.

Разговоры о том, что новый учебный год может проходить в удалённом режиме, начались ещё в августе. Сейчас, когда часть крымских школ и отдельных классов уже отправлена на карантин, паника по поводу перспективы заочного образования охватила подавляющее большинство родителей. Но так ли страшно дистанционное обучение, как кажется большинству крымчан?

«Дистант» на пользу

Напряжённая эпидемиологическая обстановка действительно внесла серьёзные коррективы в образовательный процесс. Запрещено проведение массовых мероприятий, в целях недопущения едино-временного скопления людей полностью изменён традиционный учебный режим. А тут ещё постоянные разговоры о том, что крымские школы вот-вот вернутся к дистанционному обучению.
- Не нужно бояться «дистанта»! - призывает доцент кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, кандидат психологичес-ких наук Юлия Евдокимова. - Понятно, что любые перемены, особенно связанные с изменением образа жизни, вызывают состояние тревоги. Однако уже очевидно, что дистанционное обучение позволило детям разнообразить свой опыт общения как со сверстниками, так и с учителями. При «дистанте» педагог затрачивает на каждого ребёнка гораздо больше времени, чем при очном обучении. Это повышает и мотивацию ребёнка, и его самооценку.
Кроме того, дистанционное обучение уравнивает учеников социально. На «удалёнке» для повышения статуса важны уже не навыки общения, привлекательная внешность, модная одежда или новизна телефона, а вполне конкретные знания и умения.
Лучше всего дистанционное обучение переносят школьники подросткового возраста. Для многих из них переход на «удалёнку» не стал поводом для тревоги, за исключением, разве что, непосредственно момента вхождения в него. Дистанционное обучение снизило многие негативные переживания, связанные с природой подросткового возраста. Ребёнок неожиданно получает некоторую свободу в организации собственной жизни и распорядка дня. Он обретает независимость в выборе материала, который можно использовать при подготовке к уроку, а также времени, в течение которого следует сдавать те или иные работы.
Многие подростки даже чувствуют себя немного компетентнее педагогов, поскольку лучше их владеют современной техникой, используемой во время дистанционного обучения. Всё это оказывает на старших школьников положительное влияние: стимулирует мотивацию к обучению, самостоятельность, чувство ответственности.
Конечно, столь позитивное развитие событий возможно лишь в случае, если во время дистанционного обучения всё идёт гладко. Однако если начинает сбоить техника, тут же нарастает тревожность. Если компьютер недостаточно мощный, чтобы выполнить положенную работу, снижается самооценка школьника. Вот за чем следует следить родителям вместо того, чтобы выяснять, когда закончится ненавистный для многих из них период «удалёнки».

Был бы стимул

Пока родители переживают из-за возможного возвращения к дистанционному обучению, многие дети страдают из-за обратной проблемы. Продолжительный период самоизоляции закончился и ребёнок опять оказывается в прежней модели обучения, где снова правят бал социальное неравенство, коллективизм, избирательная внимательность педагогов и так далее. Как преодолеть сопутствующие таким переменам апатию и меланхолию?
- Смена любой привычной деятельности вызывает внутреннее недовольство, поэтому дети хандрят, когда вместо привычного учебного режима приходится переходить на «дистанционку» или наоборот, - поясняет доцент кафедры психологии Крымского инженерно-педагогичес-
кого университета, кандидат психологических наук Анатолий Гребенюк. - Вообще все дети, когда идут в школу, хотят учиться. У них высокая познавательная активность. Но для усиления мотивации детям любого возраста нужно объяснять, как получаемая информация будет помогать им в жизни, повышать статус в социальной группе, зарабатывать деньги и так далее. Абстрактное объяснение, которое предпочитают многие учителя: «Тебе в будущем это пригодится», не работает. Наш мозг не понимает, что такое будущее - он мыслит здесь и сейчас. С этим необходимо считаться и родителям, и педагогам.
Для более комфортного включения в новый учебный год, школьнику нужна позитивная «обратная связь», считает Юлия Евдокимова. Психолог подчёркивает, что педагогам не стоит использовать запугивание учеников перспективой несдачи экзаменов в качестве педагогического метода - желаемого эффекта он всё равно не даст. Ставить какие-то ультиматумы или заявлять, что школьник с плохими оценками в жизни ничего не достигнет, - тоже плохая политика. Такие подходы формируют устойчивую неприязнь к учёбе.

Елена ЮМАНОВА.