«Колыма - это дико красиво . . .»
Крымский мотопутешественник отправился в одиночную поездку по «дороге костей»
42 дня в пути, 27 субъектов Российской Федерации, 19 тысяч километров. В одиночку он проехал на мотоцикле по федеральной трассе «Колыма», побывал на Дальнем Востоке и добрался до границы с Северной Кореей и Китаем. О том, как живут люди на Колыме и как необъятные просторы нашей Родины влияют на национальный характер, рассказал экс-министр транспорта Крыма Анатолий ЦУРКИН.
- Анатолий, расскажите, почему именно это направление - Колыма и Магадан?
- Очень хотел увидеть медведей в живой природе. (Улыбается). Вообще, мотопутешествия - это моя давняя история. Это не первый мотоцикл и не первые дальние поездки. В этот раз решил выбрать сложный путь. Например, есть знаменитый маршрут по Транссибирской магистрали Москва - Владивосток. Да, это 12 тысяч километров, но везде асфальт, есть связь, заправки, инфраструктура. Федеральную трассу «Лена», от Усть-Неры до Якутска, а это 1000 км, уже на 50% «закатали» в асфальт, а «Колыма» - это 2000 км от Якутска до Магадана - вообще не асфальтирована. Отсутствует не только асфальт, но и хоть какая-то инфраструктура. Трасса «Колыма и маршрут на Магадан - один из сложнейших.
- Иностранцы любят ездить по Колыме, потому что для них это прежде всего то, что связано с периодом сталинских репрессий... А для вас?
- Лично у меня не было какого-то тягостного ощущения, что это «дорога костей». Всех этих лагерей, что у дороги, уже давно нет. Какие-то пеньки. Если что-то где-то и осталось, то в труднодоступных местах. Но для них, для иностранцев, да, это - road of bones - «дорога костей», сталинские лагеря. Посмотреть такую Россию и медведей очень любят немцы, французы, итальянцы. Едут на джипах, на мотоциклах, на кемперах («домах на колёсах»). В этом году границы закрыты, так что всего этого не было. Были, конечно, мотопутешественники и джиперы, но немного, все - граждане России. С кем-то даже ехал несколько дней. Дорога-то одна. Современная федеральная трасса «Колыма» построена в 80-х, она идёт чуть выше колымского тракта, когда-то построенного «зеками». Кстати, по ней я тоже немного проехал, но на тяжёлом мотоцикле, да ещё гружёном до 400 кг, всю её преодолеть невозможно, нужна техника полегче. Прежде всего, хотел посмотреть, чем живёт и как развивается край. И снять об этом небольшой фильм. Съёмки начал, доехав до Байкала, до этого был технический перегон, в день преодолевал до 1200 км. Позволял себя только одну остановку на обед. Доехав до Иркутска, уже уменьшил нагрузку и стал делать по 400-500 км в день, чтобы было время снимать. По «Колыме» шёл от 300 до 500 км в день. Сегодня люди смотрят короткие видео, поэтому хочу сделать 7-10 коротких серий по 10-15 минут, а потом можно из них - полуторачасовой фильм. Дальний Восток не зацепил так, как Колыма. Безумно красиво. Дикостью своей привлекает.
- Как разрабатывали маршрут? С какими сложностями столкнулись в пути?
- Подробную карту маршрута я разрабатывал на основе отчётов людей, которые там уже были. Даже в одиночном путешествии тебя должны сопровождать близкие люди. Не физически, конечно, а отслеживать по точкам передвижения. Есть специальные спутниковые треккеры, их работа не зависима от покрытия и связи. И тот, кто следит, всё время знает, где ты находишься. В этой поездке за мной «следили» два близких мне товарища-мотоциклиста и путешественника. Им были доступны все ссылки, карты, мы заранее обговорили определённые условные обозначения, разработали легенды на разные критические случаи. Но я стараюсь не допускать экстренных ситуаций. Самая большая опасность - это люди. Можно предугадать поведение диких животных, можно знать, как действовать в грозу или в пожар, можно всё суметь починить, если что-то сломалось. Но действия человека никак не предсказать. Однако есть определённые правила, которые нужно соблюдать: не лазить по пивнушкам, не кричать, что у меня есть бутылка водки, не пить с местными жителями. Если стоишь и видишь, что к тебе направляется компания из пяти выпивших человек, надо сразу уезжать. Если в посёлке нет безопасного места для ночёвки, то для мотоцикла, который должен быть под чехлом, чтобы не привлекал внимания, надо найти охраняемую огороженную территорию. Или ночевать за населённым пунктом, в палатке. Тогда надо, съезжая с трассы, убедиться, что оттуда тебя не видно, не слышно, и что никто не видел, как ты съезжаешь. Но в 95% случаях люди, проживающие в дальних уголках нашей страны, всегда очень добродушны и отзывчивы. Они не испорчены нашей действующей реальностью, что ли. Там просто человека увидели - уже радуются.
- Географическая среда и природные условия, так или иначе, но влияют на национальный характер. К примеру, принято считать, что горцы в обыденной жизни более замкнуты и молчаливы, чем жители равнин. Как просторы Колымы влияют на характер человека?
- Да, регион влияет на черты характера. Суровые условия меняют людей. Сейчас расскажу историю. За 500 км до Магадана я разрубил покрышку заднего колеса. Как? Там скальный грунт, дорога, будто ёжик, утыкана острыми кусками скал, надо ехать медленно, а я увлёкся, пошёл сто. Переднее колесо подняло острый камень, и он порезал заднее. У меня была запаска. Начал ремонт. По времени на это надо 40 минут, менял три часа. Каждый останавливается, предлагает помощь.
И вот, когда я уже почти поменял, смотрю, летит навстречу чёрный «Gelandewagen» тонированный, пыль столбом. Промчался мимо, но вернулся. Выходят два товарища кавказской национальности. «О, брат, как дила?». Но поскольку за время ремонта они уже были пятнадцатые с таким вопросом, то я уже не выдержал и говорю: «А вы тут что делаете, судя по вашему акценту, вы тут глубоко не местные». Смеются. Оказалось, они из Владикавказа, здесь уже четвёртый год. Добывают золото. Рассказал, что из Крыма. И в финале разговора - они достают 10 тысяч рублей, я отказываюсь, тогда открывают сумку мотоцикла, кладут в неё деньги и говорят: доедешь до Магадана - выпей там за Владикавказ. Я это к чему? Сегодня на любой дороге никто не даст и ста рублей. Но жизнь на Колыме изменила этих двух осетинов. Они стали открытыми, не было и намёка на негатив, они стали добрее и отзывчивее к чужим посторонним людям.
- С осетинами, которые добывают на Колыме золото, всё понятно. А чем там занимаются те, кто не задействован в золотодобыче?
- Работают в народном хозяйстве: разводят лошадей, доставляют конину якутской диаспоре в Москву. Там жеребячья печень особо ценится. Я пробовал. Как говяжья. Ещё рыбу ловят - омуль, ленок, а щуки там вообще валом. Там у людей другие ценности и задачи, что ли. Мы здесь, когда нам устанавливают новую детскую площадку или кладут асфальт, придираемся ко всему, а там это вообще не нужно. Не потому, что они этого не хотят. Там новый телевизор - это не ценность. Но ценность имеет табун лошадей. Коров в этих суровых условиях, где морозы в среднем 55-65 градусов, не держат. Когда я выкладывал в сеть фотографии местных обветшалых домиков, многие комментировали, мол, не могут купить банку краски, чтобы привести всё в порядок? Не могут. Человеку, чтобы съездить за краской на маршрутке, нужно заплатить за билет 9 тысяч рублей. Там эта краска не нужна. А здесь этого люди понять не могут. Там за школьной формой для ребёнка на автобусе двое суток едут. А школьный автобус там нужен, чтобы дитя по дороге на уроки волки не съели.
- Наверняка вас спрашивали о Крыме…
- В 90% случаев первый вопрос: реален ли референдум и действительно ли люди хотели в состав РФ? А второй: что стало лучше, а что - хуже? Там люди не могут понять, что если бы в нашей крымской истории к власти пришли националисты, то непонятно, чем бы это всё обернулось. Они не понимают, как это - убить по национальному признаку, и им невозможно это объяснить.
- Люди там пьют?
- Да везде пьют. Но там это вообще жидкая валюта. Деньги там не имеют особого значения, а вот на спирт можно выменять всё, что угодно.
Ирина МЕЗЕНЦЕВА.
Фото из личного архива А. ЦУРКИНА.