Крымский эксперимент

3 Июнь 2020 2079
Пока на территории академии тишина, но скоро там зазвучат голоса будущих мастеров футбола.
Пока на территории академии тишина, но скоро там зазвучат голоса будущих мастеров футбола.

В нынешнем веке юношес­кий и молодёжный футбол пополняется талантливыми ребятами, которые проходят школу любимой в мире игры в стенах футбольных академий Нидерландов, Португалии, Бельгии, Испании, а в последние десять лет к ним прибавились академии в Германии и России.

Как правило, главными кураторами этих академий в нашей стране являются ведущие клубы Российской премьер-лиги (РПЛ). Чтобы не быть голословными, приведём состав десятки наших лучших академий и убедимся, что семь из них курируют московские «Спартак», «Локомотив», «Динамо», ЦСКА, казанский «Рубин», «Краснодар», санкт-петербургский  «Зенит», которые в разные годы становились чемпионами и призёрами первенства страны. Разумеется, в этих академиях обучаются мастерству футбола мальчишки от 11 до 17 лет, которые отбираются по всей стране специальными «разведчиками» (селекционерами), а академия подписывает с ними и их родителями специальный контракт. В нём предусмотрено, что мальчик должен жить в интернате при академии, учиться с пятого по десятый класс, а, получив аттестат зрелости, он может стать профессиональным футболистом, прежде всего в команде куратора академии. Но если он не вписывается в состав родного клуба, то может выступать за иной другой клуб, который выкупит его у академии.
Шесть лет назад, когда пос­ле исторической «Крымской весны» наш футбол вернулся в Россию, и крымские клубы стали выступать в первенстве ПФЛ, казалось, что они способны оказывать должное сопротивление новым соперникам. Но недолго музыка играла. Крокодиловы слёзы руководителей украинского футбола не могли не вызвать жалости у спортивного англо-саксонского лобби, предпринявшего всё возможное, вплоть до исключения россиян из ФИФА и УЕФА, если крымчане будут продолжать играть в первенстве России. И, увы, этот запрет существует до сей поры, и, откровенно говоря, подвижек к лучшему не наблюдается.
Однако, понимая, что запрет - не что иное как политическая месть, не имеющая ничего общего с чистым футболом, деятели европейского футбола объявили, что берут шефство над крымским футболом после создания Крымского футбольного союза, провозгласив, что в первую очередь они заботятся о юных поклонниках футбола, хотя не возражают против ежегодного первенства и розыгрыша Кубка КФС, обещая новой общественной организации всемерную поддержку. Но в который уже раз европейские деятели спорта остаются истинными хозяевами «своего слова»: дают его и тут же забирают обратно. И с Крымом они «не обманули».
Но работники Крымского футбольного союза, который возглавил инициативный человек, в прошлом профессиональный футболист симферопольской «Таврии», а ныне депутат Госсовета Рес­публики Крым Юрий Ветоха, сделали всё от них зависящее, найдя горячую поддержку со стороны главы нашей респуб­лики Сергея Аксёнова. Но, пожалуй, наибольших достижений они добились в развитии юношеского футбола. Ведь в ежегодном первенстве Республиканской федерации футбола Крыма и КФС среди юношей играют свыше ста пятидесяти команд мальчишек от 8 до 17 лет из всех городов и посёлков южного края.
И, конечно же, среди них немало ребят, которые были бы достойны учёбы в академии футбола.
Однако, если бы это было в прошлые времена, то организатором и куратором подобной академии могла бы стать симферопольская «Таврия», теперь же клуба подобного калибра в крымском футболе нет, и, к сожалению, не скоро появится. И тогда все заботы по созданию академии взял на себя Юрий Ветоха, при деятельном участии которого в Евпатории за последние три-четыре года был создан весьма современный футбольный комплекс. Имеющий прекрасную жилую и учебную базу для интерната, восемь футбольных полей, четыре полноразмерных и столько же для мини-футбола, тренировочные залы. Причём, и это не секрет, что порой средства на строительство финансировал сам президент КФС из бизнеса, которым занимался после окончания футбольной карьеры.
Крымский эксперимент с подготовкой профессиональных футболистов - это федерально-региональный проект, в котором федеральный взнос составляет 204 миллиона руб­лей, а региональный - 11 миллионов. И, откровенно говоря, было непонятно, почему на пресс-конференции министр спорта Республики Крым Ольга Торубарова отказалась называть журналистам эти цифры. Ведь среди первых её 150 учеников 2004-2009 годов рождения будут не только крымские мальчишки, но и ребята из других регионов России, а со временем, возможно, и других стран.
Директором Крымской академии футбола назначен евпаториец Михаил Андрианов, а главным «селекционером» - мастер спорта Валерий Пет­ров, популярный футболист и наставник симферопольской «Таврии» в годы её расцвета.
С учениками академии будут жить и работать в интернате тридцать тренеров, преподавателей, обслуживающего персонала. Просмотр будущих «академиков» планируют начать с середины нынешнего месяца, а занятия - с 1 июля. Но из-за эпидемии коронавируса эти сроки могут быть изменены. И последнее - разу­меется, с улицы не попадёшь в число учеников академии. Путь в неё начинается в юношеских команд, выступающих в первенстве нашей республики или в других областях России. Но обо всём этом мы ещё будем постоянно рассказывать. Ведь, признаемся, мы изрядно соскучились за большим футболом, и, разумеется, за талантливыми нашими мастерами, которые добивались приглашений в сборные команды СССР и Украины.

Гарринальд НЕМИРОВСКИЙ.