Дорога ложка к обеду

19 Май 2020 1293
По мнению бизнеса, лучшая мера поддержки для индустрии гостеприимства - дать возможность вернуться к работе.
По мнению бизнеса, лучшая мера поддержки для индустрии гостеприимства - дать возможность вернуться к работе. Фото Александра КАДНИКОВА.

Решение о возобновлении работы санаторно-курортной отрасли в Крыму будет принято на федеральном уровне до 1 июня. Об этом заявил глава республики Сергей Аксёнов. Крым уже вошёл в пятерку регионов, наиболее пострадавших от простоя рекреационного бизнеса, а если ограничительные меры не будут сняты к середине лета, многие предприятия не смогут вернуться на рынок после окончания пандемии. Государственная помощь, увы, оказалась не столь эффективной, как ожидалось.

Согласно официальным данным лишь около 3% предприятий малого и среднего бизнеса России смогли получить поддержку от государства. Остальным не удалось соблюсти предъявляемые требования. Чаще всего проблемы возникают по двум причинам. Первая - предприятие не смогло сохранить 90% сотрудников: многим пришлось уволить людей ещё до появления антикризисных мер. Вторая - неподходящий номер в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЕД).
Например, если владелец гостевых домов был зарегистрирован под номером 68.20 (аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом) он может претендовать на получение господдержки, а если под номером 55.20 (деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания) - не может. И неважно, что он работал «в белую» и честно платил налоги.
В ресторанном бизнесе такая же беда. Отрасль включена в список особо пострадавших, но многим предприятиям в ОКВЕД присвоен неподходящий для получения помощи номер. Например, когда бизнесмен регистрировал предприятие, он планировал заниматься розничной продажей вина. Потом появился винный бар или ресторан - всё в рамках той же организации. Налоги в итоге платились с ресторанного бизнеса, но в ОКВЕД род деятельности остался прежним - розничная продажа алкоголя.
- Я считаю, что важно не то, какая цифра указана при регистрации, а с какой деятельности бизнес платит налоги, - комментирует ресторатор Татьяна Большакова. - Это очень легко установить, основываясь на данных Налоговой службы. Мы передали свои рекомендации правительству республики, но, как говорится, хороша ложка к обеду. Помощь рекреационному и ресторанному бизнесу нужна уже сейчас, а если о ней вспомнят когда-нибудь потом и попытаются оказать задним числом, может быть просто поздно.
Ещё нюанс. Бюджетный кодекс РФ запрещает предоставлять государственные субсидии организациям, которые так или иначе связаны с торговлей алкоголем. То есть, если у предпринимателя есть ресторан и, например, винодельня, которые оформлены как одно юридическое лицо, он не получит никакой господдержки. Хотя, по идее, человек поднимал индустрию, признанную на полуострове приоритетной.
- На мой взгляд, рестораторам помогать всё равно бесполезно, если рынка нет и зарабатывать не на чем, - считает ресторатор Дмитрий Левицкий. - У бизнеса нет будущего, пока мы стоим пустые - хоть с поддержкой, хоть без. Я за то, чтобы власти дали деньги или возможность зарабатывать нашим гостям, тогда и у нас всё будет хорошо.
Для отельеров выход из кризиса не столь очевиден. Многие не только не смогли получить госпомощь, но и остались должны - туристам, забронировавшим места заранее. Суммарный объём долга крымских средств размещения превышает 10 млрд. рублей. Чтобы помочь им справиться с долговой нагрузкой, Государственная Дума РФ приняла в первом чтении изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности». Законопроектом предусмотрено, что при возникновении чрезвычайной ситуации и введении режима повышенной готовности на всей территории РФ или в отдельных регионах туристы, вместо возврата денежных средств за ранее оплаченные услуги, получат ваучеры на равнозначный туристический продукт.
- Туристы заплатили за отдых в предстоящий курортный сезон, который фактически сорван не по их вине, - комментирует депутат Госдумы Константин Бахарев. - После принятия закона они смогут перенести свой отдых на следующий год без увеличения стоимости. При этом у них сохраняется возможность получить свои деньги назад в том случае, если они не используют предоставленный ваучер по истечении срока его действия. Принятые нами изменения в федеральное законодательство - это компромиссное решение. Прежде всего, мы защищаем интересы туристов, которые заранее оплатили свой отдых и лишились его из-за распространения коронавируса. В то же время мы не можем допус­тить массового банкротства участников туристического рынка, которое неминуемо последует, если им придётся в полном объёме возвращать полученные от туристов денежные средства.
Рассмотрение Госдумой законопроекта во втором и третьем чтениях планируется уже на этой неделе. Тем временем, одна из основных задач для туристической отрасли - убедить туристов перенести отдых на более благоприятное время.
- Чтобы у гостей появился стимул перенести свой отдых, а отельерам соответственно удалось сохранить деньги за раннее бронирование, туристов необходимо чем-то заинтересовать, - говорит министр курортов и туризма РК Вадим Волченко. - Нужно делать скидки, вводить акции. Будем работать с индустрией гостеприимства в этом направлении. Мы любим и ждём наших гостей. Давайте только потерпим немного и затем сможем всех принять на высшем уровне.

Елена ЮМАНОВА.