«И бойцу на дальнем пограничье»

10 Апрель 2020 1769

«И бойцу на дальнем пограничье/ От Катюши передай привет./ Пусть он вспомнит девушку простую,/ Пусть услышит, как она поёт,/ Пусть он землю бережёт родную,/ А любовь Катюша сбережёт». Эти строки Михаил Васильевич Исаковский написал в 1938-м, в канун советско-японского конфликта на озере Хасан, унёсшего 960 жизней наших воинов. Поэт родился 7 января 1900 года. Болезнь глаз не позволила служить, воевать, хотя и рвался в Красную Армию с её создания. В Великую Оте­чественную, в эвакуации, создал любимые песни фронтовиков: «Огонёк» («На позиции девушка провожала бойца»), «В лесу прифронтовом» («С берёз неслышен, невесом слетает жёлтый лист»), позже - «Враги сожгли родную хату». Но особенно часто пели «Катюшу». Даже назвали в её честь бесствольную систему реактивной артиллерии БМ-13, первые залпы которой прозвучали 14 июля 1941-го. Командир батареи Иван Андреевич Флёров, родившийся 24 апреля (по иным данным - марта) 1905 года и погибший 6 октября 1941-го в Смоленской области, ставший четверть века назад Героем России, опробовал новое оружие против фашистов, скопившихся на станции Орша. Имя установка получила после залпов по Рудне, даже «авторы» известны. «Катюша», - ответил связист 144-й стрелковой дивизии Андрей Тимофеевич Сапронов на слова «Вот это песенка!» восхищённого залпами красноармейца Каширина. Григория Ивановича, Алексея Петровича? По документам военного архива они служили в той же дивизии, что и связист, обороняли Москву, погибли. Или Павла Дмитриевича, что, выстояв в боях за столицу, позже освобождал Белорусскую ССР. С лёгкой руки связиста имя разнеслось по фронтам, где любимые строки переиначивали: «Пусть фриц помнит русскую «катюшу». Песня появилась благодаря Матвею Исааковичу Блантеру. Написав несколько строк, поэт отложил стихотворение, а потом отдал незавершённое музыканту, слабо веря, что на это будет мелодия. Но она появилась, пришлось дописывать текст. Композитор родился 10 февраля 1903 года. Уже на второй день войны вместе с Михаилом Исаковским создал песню «До свиданья, города и хаты», потом появились «Жди меня», «От Москвы до Бреста» (на стихи Константина Михайловича Симонова). На фронте под Вязьмой в октябре 1941-го у композитора погиб младший брат Яков, а сам он на фронте оказался под Можайском с поэтом Виктором Михайловичем Гусевым, Победу встречал в Берлине с коллегой Тихоном Николаевичем Хренниковым. Одни из тех, кто приближал Великую Победу. «Крымская правда», «Красный Крым», не прекращавший выходить в годы Великой Отечественной, продолжает отсчёт дней до 75-летия Победы. Вместе с вами, уважаемые читатели, мы вспомним события, имена, подвиги. Ждём ваши письма.

«Катюша» - любимая песня нашего читателя Ивана Григорьевича Волошина. О дедушке, которому сейчас 96 (!) лет, рассказала внучка Алёна. Он родился 13 июля 1923-го, когда началась Великая Отечественная, ушёл на фронт вслед за отцом, 46-летним Григорием Кондратьевичем. Служил в стрелковом полку севернее Москвы. Вспоминает, что бои тогда, в октябре 1941-го, шли у реки Ловать, на смоленском направлении, в одной из атак 18-летнего парня ранили.
- Мы ворвались в первую линию вражеских окопов, - рассказывает фронтовик. - Огонь, дым, гарь, крики, стоны раненых. Машу прикладом винтовки, колю штыком. Вдруг вижу, веснушчатый немец в надвинутой на брови каске целится в меня из автомата. Пытаясь опередить его, выстрелил. Но он на долю секунды всё же был первым.
Алёна Волошина рассказывает, что после госпиталя дедушка, уже командир отделения, воевал под Воронежем, оборонял Сталинград, участвовал в Курской битве. Те события ветеран помнит очень хорошо: «Летом 1943-го фашисты бросили в бой новый танк «Тигр». Ожесточённые сражения разгорелись у села Горковец Белгородской области. Моё отделение заняло позицию на глинистом косогоре. Вижу, прут на нас семь «тигров», дождался, когда один подошёл ближе, швырнул бутылку с зажигательной смесью. Танк моментально охватило пламя, остановился, немцы стали выпрыгивать из горящей машины. Мы их уже ждали. В том бою подбиты пять танков, а у меня потом на гимнастёрке засверкала медаль «За отвагу».
Такая же медаль появилась позже и у его отца: Григорий Кондратьевич под вражеским огнём в боях за Вену, 75 лет назад, 9-13 апреля 1945-го, «подвозил и подносил на себе снаряды, на обратном пути забирая раненых. Лишь за один день совершил 12 маршрутов на передовую» - строки из наградного листа, хранящегося в Центральном архиве Минобороны. Отец и сын всё время сражались в одной дивизии, 5-й Гвардейской воздушно-десантной, но даже не подозревали об этом. Не раз были на волосок от смерти, но она всякий раз отступала. Судьбой отцу и сыну, защитникам Родины, была уготована встреча. В 1943-м оба освобождали Украинскую ССР.
- Дедушке Ивану особенно запомнилось форсирование Днепра в районе Черкасс, - продолжает внучка нашего героя. - Ширина реки около 800 метров, а практически посередине - намытый течением остров, примерно полтора километра в длину и 70 мет­ров в ширину. Его и решили использовать для броска на противоположный берег. Под покровом темноты начали переправляться: на связанных в плоты брёвнах, на бочках, даже на охапках хвороста. Фашисты обнаружили, стали обстреливать, бомбить остров и реку вокруг. В этом аду, казалось, невозможно выжить. Из дедушкиного взвода (лейтенант уже командовал им. - Ред.) в живых осталось лишь пятеро. В эту ночь на остров переправился и рядовой Григорий Волошин, ему Бог тоже даровал жизнь. Дедушка вспоминает: «Мы закрепились на том берегу, а, получив подкрепление, погнали врага дальше, прочь с нашей земли. Никогда не забуду печальной картины: уходя, немцы сжигали всё, что могло гореть. Деревни выжигали дотла, вместо домов на фоне яркого заката высились только сиротливые печные трубы - немые свидетели варварства безжалостных захватчиков. Это в сердце на всю жизнь». Война продолжалась, свистели пули над головами, осколки, но ратная дорога, одна на всех, уверенно вела к Победе. Дедушка и прадедушка участвовали в Корсунь-Шевченковской операции, освобождали приграничные с Молдавией сёла, оба вышли к реке Реут, где и произошла их волнующая встреча. В ту ночь отец и сын не сомкнули глаз, а на рассвете Иван попросил комбата перевести отца к себе во взвод. И стали воевать уже плечом к плечу. На радостях оба написали домой, в Павлодар Казахской ССР, Татьяна Артёмовна, жена и мама, ответила, не веря своему счастью. Дедушка вспоминает, что всё письмо из дома было тогда в подтёках от слёз.
Отец и сын Волошины освобождали Европу, Победу встретили в боях за Австрию. Григорий Кондратьевич на фронте был трижды ранен, Иван Григорьевич - четырежды. У обоих на гимнастёрках - заслуженные награды, у сына, например, кроме медалей - орден Красной Звезды. Парень продолжил службу в армии, а отец вернулся домой.
- Вскоре туда прибыл и младший брат дедушки - Дмит­рий, - рассказывает внучка фронтовика. - Он восстанавливал мосты через Днепр и Волгу, а сестра Мария была медсестрой в Павлодарском госпитале для тяжелораненых. Маме и фронту помогал и самый младший сын - Евгений. После демобилизации в
1946-м домой вернулся и старший Иван, мой дедушка. Вот такие они, мои солдаты, прадедушка Григорий Кондратьевич и дедушка Иван Григорьевич, спасшие Родину от фашизма. Мы гордимся вами!
Давайте вспомним о них, земляки! Ждём ваши рассказы, фотографии своих героев Великой Отечественной. До Победы, до её 75-летнего юбилея, осталось 29 дней.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.