Глобализация: несостоявшаяся неизбежность

Неолиберализм, неотроцкизм, экофашизм и простое условие выживания

26 Декабрь 2019 3122
Обложка новогоднего выпуска журнала THE WEEK. Без комментариев.
Обложка новогоднего выпуска журнала THE WEEK. Без комментариев.

Глобализация - слово само по себе не ругательное. Коммунизм, который мы не построили, тоже ведь был одним из глобальных проектов. Человечество рано или поздно будет вынуждено объединиться или погибнуть. И судя по тому, с какими глобальными вызовами мы сталкиваемся уже сейчас, времени осталось не так уж много. Однако недаром говорят, что дьявол прячется в деталях. Вопрос ведь в том, на каких условиях объединяться, кому и какую цену за это придётся заплатить. Зачем нам глобальный мир, в котором не будет России?

«Бытует представление, что глобализация выгодна только США и другим богатым странам, а остальным сулит одни лишь несчастья. Литературным воплощением такого мнения стал роман французской писательницы Сюзен Джордж «Рапорт Лугано», рисующий весьма мрачную картину: транснациональные корпорации загнали человечество в застенки «нового мирового порядка». На планете господствует «золотой миллиард» - люди из высокоразвитых стран мира, живущие в скучном капиталистическом раю. А остальные недочеловеки трудятся в поте лица, обеспечивая процветание этим избранным», - отмечал в конце прошлого века заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Юрий Шишков.
Предлагались картинки и поприятнее. Согласно оптимистическим прогнозам футурологов уже к 2020-2025 гг. процессы глобализации управления должны были создать ситуацию, когда производство основных видов товаров и услуг сможет удовлетворять не только страны «золотого миллиарда», а гораздо большее число людей. Логическим завершением всех ассимиляционных процессов в этнической сфере должно стать появление в течение 200-250 лет единого «планетарного» этноса. Почти коммунизм, но без обещаний равенства. Американский политолог и философ Фрэнсис Фукуяма, предсказавший в начале 90-х «конец истории», считал, что всего лишь продолжает развитие идей, основа которых была заложена Георгом Гегелем, а затем получивших развитие в работах Карла Маркса и Александра Кожева. Фукуяма, разумеется, имел в виду не гибель человечества, а полную победу либеральной демократии западного образца, означавшую конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн. Заметим, что в начале XXI века более 90% пунктов подключения к интернету находились в странах, где проживало 16% населения мира, а альтернатив англосаксонскому проекту глобализации фактически не существовало. Внедрение информационных технологий направлено на унификацию образа жизни и обработку массового сознания, стандартизация мышления и образа жизни облегчает управление зависимыми территориями и народами. Вот почему «несистемную оппозицию» так бесит и пугает «суверенный» (даже чисто технически) российский интернет.
Стремление к восстановлению суверенитета (не только в цифровой сфере) демонстрируют и другие страны. Попытки с помощью несимпатичной Греты Тунберг и более фотогеничной Александрии Окасио-Кортес загнать расползающееся «единство» в рамки глобального «Зелёного проекта», подразумевающего резкое сокращение промпроизводства в пока ещё подвластных странах с последующим переводом их на ненадёжные и непомерно дорогие возобновляемые источники энергии, пока не принесли больших успехов. А время поджимает.
«Разжигаемый негативной реакцией на иммиграцию, глобализацию и политический истеблишмент, популистский национализм стал движущей силой, стоящей за «Брекзитом», избранием Дональда Трампа и подъёмом правых политиков во Франции, Австрии, Италии, Венгрии и Польше, среди прочих стран, говорят учёные», - отмечает USA Today. «Везде, куда ни посмотри, на самом деле можно видеть национализм в современном мире», - пишет в Foreign Policy Magazine профессор международных отношений Гарвардского университета Стивен Уолт.
А победившие во Второй мировой войне США и Великобритания, как и побеждённая ими Европа, не видят ничего плохого в героизации фашизма, зато очень боятся «сталинизма».
«Красный проект» был единственным в истории проектом, который создавался как реализация идей социальной справедливости», - отмечает русский историк, обществовед, социолог, академик Международной академии наук Андрей Фурсов. По мнению учёного, для всех народов России это был единственный способ избежать колонизации и «не стать навозом для западного мира» в прошлом веке.
Мировой революции не случилось, но и глобальным торжеством либерализма не закончилась история. Оказалось, что не только о расширении правящего «золотого миллиарда» нечего и мечтать. Уже сегодня «золотым» может считаться отнюдь не миллиард, а гораздо меньшее количество особей человека. USA Today к концу года перечисляет много несбывшихся прогнозов: ожидаемая продолжительность жизни не превысила 100 лет, население Земли не достигло 8 миллиардов, книги и бумажные документы не ушли в прошлое, а Китай не встал на путь демократии, хотя и вплотную приблизился к тому, чтобы стать первой экономикой мира, как было предсказано футурологами ещё в 1997-м. Но надо отдать должное британцам - в том же 1997 году газета Independent предсказала, что простой парень королевских кровей по имени Борис станет премьером и «пересмотрит условия членства в ЕС, чтобы Британия соотносилась с Европой, как Канада, а не как Техас - с США».
Френсис Фукуяма признал свою неправоту. Празднование победы после распада СССР оказалось преждевременным. «Евроатлантическое единство» готовится отправиться в небытие следом за соцсодружеством. И, как мы уже не раз писали, помогают ему в этом президент США и премьер-министр Великобритании. А идея социальной справедливости как никогда сильно востребована обществом. И не только российским.
Проблема только в том, что, размахивая красными флагами и портретами легендарного главнокомандующего, нам сегодня предлагают не былинный «сталинизм», а вполне реальный неотроцкизм, оплаченный теми же заказчиками, что и неолиберализм. С классической целью - превратить в способствующие росту западной цивилизации органические удобрения.
«Мы получили в 90-е годы прививку от капитализма, потому что мы посмотрели, что такое капитализм в реальности, мы увидели, как Запад в действительности к нам относится, - отмечает Андрей Фурсов. - Помните, как «Наутилус Помпилиус» пели «Гуд бай Америка, о, где я не буду никогда»? Это вот - прощание с той Америкой, которую мы выдумали. А сейчас мы имеем дело с реальной Америкой, которая так и говорит в открытую «такие зубки - чтобы тебя скушать». Когда на тебя враг нападает, естественно, ты начинаешь опираться на своё прошлое. Ведь тоже не от хорошей жизни в 1936 году переименовали 7 ноября из праздника Первого дня Мировой революции просто в День Великой Октябрьской социалистической революции. В 1936 году появляется термин «советский патриотизм». Потому что запахло войной. И вот чем больше у нас в мире будет пахнуть кризисом и всякими военными неприятностями, тем больше нашему правящему слою придётся, если они хотят сохраниться, а не бегать в прислугах у Дяди Сэма и Джона Буля)… придётся им становиться патриотами. Ничего не поделаешь. Против воли. Это - коварство истории».
Начинается новое десятилетие XXI века. Превратить войну империалистическую в войну гражданскую и лишить Россию шанса на победу не получилось. Попытки будут продолжаться. И нужно просто помнить: хотя российские порядки и нравы далеки от идеала, другого Оте­чества у нас нет и не будет.
А без России не будет и нас.
Из этих простых истин и следует исходить, слушая сладкоречивых агитаторов.

Николай ФИЛИППОВ.