О транспорте и не только

16 Ноябрь 2019 683
Космонавт Павел Попович (в центре) был частым гостем в редакции «Крымскои правды» и другом редактора Владимира Бобашинского (справа).
Космонавт Павел Попович (в центре) был частым гостем в редакции «Крымскои правды» и другом редактора Владимира Бобашинского (справа).

Многие с нетерпением ждут конца декабря, когда на полу­остров по железнодорожной части Крымского моста придут первые поезда с пассажирами с материка. А мы решили вспомнить, что писала о поездах и вообще о крымском транспорте наша газета в былые времена. Например, 54 года назад, в 1965-м.

В первом же номере за
1 января - как бы теперь сказали, эксклюзивное поздравление крымчанам, читателям «Крымской правды» от друзей газеты - космонавтов Андрияна Николаева, Павла Поповича и Владимира Комарова. Они переслали его тогдашнему редактору Владимиру Клязнике спецтелеграммой. «Дорогие друзья-крымчане! От души поздравляем вас с новогодним праздником. Желаем крепкого здоровья и успехов в труде. Мы все отдыхали на вашей чудесной земле, набирались на ней сил и здоровья. Сердечное спасибо за яркое крымское солнце, щедрые плоды вашего края, теплоту встреч. Пусть в новом году ещё богаче и радостнее будет ваш труд». Все трое в своё время были гостями нашей газеты, причём Павел Попович - неоднократно, даже помог нашему редактору Владимиру Бобашинскому, как раз весной 1965-го возглавившему газету, «почувствовать себя космонавтом» - примерить скафандр и потренироваться на центрифуге, «карусели», что делает до 70 оборотов в минуту. И в Крым Павел Романович потом жить переехал - в полюбившийся Гурзуф. Их, увы, уже нет никого - ни космонавтов тех, ни наших коллег: Владимира Егоровича и Владимира Александровича. К сожалению, о том, как сложилась судьба Владимира Егоровича Клязники, нам неизвестно, знаем только, что после почти десятилетия руководства газетой он был выбран депутатом Крымского облсовета. А первым из космонавтов, 24 апреля 1967-го, погиб дважды Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров. Возвращался после второго космического полёта, спускаемый аппарат разбился о землю - отказала парашютная система. 3 июля 2004-го не стало дважды Героя Советского Союза Андрияна Григорьевича Николаева, 30 сентября 2009-го - дважды Героя Советского Союза Павла Романовича Поповича, 28 августа 2011-го - Владимира Александровича Бобашинского, награждённого тремя орденами Трудового Красного Знамени, признанного «Мэтра крымской журналистики». Осталась только память на страницах газеты.
А вот в газете привет от моряков с рыбоморозильного траулера «Мисхор». «Мы, моряки, как никто другой, наверное, ощущаем радость встречи с родной землёй после долгого плавания, - пишет его капитан В. Дробаха, в газете и портрет его напечатан. - Нынешний наш рейс длился почти семь месяцев. Всё это время команда траулера находилась вдали от Родины, на промысле в Атлантическом океане. Но Новый год мы встретили на родной земле, в Севастополе. Ему мы приготовили хорошие трудовые подарки, досрочно выполнив задание по всем показателям. Год прошедший, 1964-й, экипаж «Мисхора» встретил в бурном Бискайском заливе в штормовую погоду. Тогда мы шли в свой первый промысловый поход. Тем радостнее для нас сегодняшний светлый день: его рассвет застал нас с семьями - жёнами, сыновьями и дочерьми».
Рапортуют о трудовых успехах и автомобилисты: «За три дня перевезён миллион 315 тысяч пассажиров». «Хорошо начали первые дни нового года крымские автомобилисты. На дорогах области почти круглосуточно находилось 948 пассажирских автобусов, которыми перевезено более миллиона пассажиров. Для удобства многие автостанции области продавали билеты одновременно и на обратный путь. 617-ю комфортабельными такси за три дня перевезено более 15 тысяч пассажиров. Только в Симферополе на обслуживании свадеб работало 25 «Волг». Бесперебойно доставлялись продовольственные товары во все магазины области. В этом большая заслуга водителей грузовых автомашин». Не подкачали и железнодорожники. «Первые дни нового года они ознаменовали трудовой победой - выполнен семилетний план по производительности труда и снижению себестоимости перевозок. Хорошо начали новый год коллективы станций Аршинцево, Астанино, Саки, Евпатория-Товарная, Керчь - 1 и другие, перевыполнившие план погрузки первых дней. За 4 дня наступившего года Крымское отделение дороги погрузило и отправило на станции назначения почти 8 тысяч вагонов грузов. Депутат Верховного Совета Украинской ССР машинист тепловоза депо Симферополь И. Стеблюк в первый новогодний день с честью нёс трудовую вахту. Он провёл 4 рейса с пассажирскими и товарными поездами с оценкой «отлично», точно по расписанию. Грузовой маршрут, превышающий нормальный вес на 400 тонн, из Джанкоя в Симферополь он провёл с опережением графика на 40 минут. Благодаря слаженности в работе поездных диспетчеров и локомотивных бригад за первые 4 дня нового года обеспечена хорошая работа всех пассажирских и пригородных поездов». А вот ещё одна весточка в новогодних номерах 54-летней давности о тружениках стальных магистралей. «Все дальние и местные пассажирские поезда, которые формируются в Крыму, имеют комфортабельные цельнометаллические вагоны. В 1964-м пассажирский парк пополнился ещё почти ста новыми вагонами, оборудованными по последнему слову техники. Скорому поезду №31/32 «Симферополь - Москва» присвоено наименование «Крым». Его обслуживают лучшие бригады коммунистического труда, которые возглавляют механики-бригадиры товарищи Котельников, Митрофанов, Коломиец, Смирнов, Ливитан и Лобач». Теперь в Крым пойдут поезда «Таврия», тоже по последнему слову техники оборудованные, двухэтажные - их уже протестировали в пути от Керчи до Севастополя.
О своих успехах и планах нашим коллегам рассказали тогда и лётчики.
К примеру, А. Заболоцкий, командир корабля «Ил-14» Симферопольского аэропорта, член ВЛКСМ, писал, что «истекший год мы всё время были в полётах.
И это для нас особенно радостно. Примечательным было и то, что в 1964-м мы освоили полёты без бортмеханика и бортрадиста. Запомнилось и ещё одно событие: нашему экипажу оказали высокую честь  - доставить пионерам Донецка вымпел, который брала с собой в Космос Валентина Николаевна Терешкова. А в ноябре мне вручили почётный нагрудный знак. Это значит, что я налетал без аварий миллион километров. Это мой первый миллион. Такие же знаки вручили командиру корабля «Ил-14» А. Букрееву, вторым пилотам Г. Чуйко,
В. Каминскому, В. Тимонину и другим. Планы на будущее у меня тоже есть: хочу в этом году поступить на заочный факультет Высшего авиационного училища. Есть и ещё одно заветное желание: переучиться для полётов на новой реактивной технике».
Интересно, сбылись ли желания лётчика, и как вообще сложилась судьба героев этих публикаций 54-летней давности. Возможно, читатели знают? Ждём ваши письма.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.