Бремя европейского выбора

О гибридной войне и гибридных манёврах

24 Сентябрь 2019 1427

Особый дар заперешеечных небратьев привёл к тому, что даже горячие эстонские европейцы решили ввести визовый сбор для представителей «уникальной нацыйи». Перефразируя известного майданного златоуста, надо признать, что такого добиться способны не только лишь все, мало кому такое под силу. Но этот подвиг остался почти не замечен, поскольку детективная история с налётом на НПЗ Саудовской Аравии на прошлой неделе владела если не умами, то изрядной частью медиа-пространства.

Через 18 лет и три дня после «911»

Главная интрига этой истории в том, откуда у хуситов современное высокоточное оружие и почему средства ПВО, которыми располагает королевство, не сработали. Американским чиновникам в погонах и без пришлось неуклюже оправдываться, то объясняя, что недешёвые «Пэтриоты», приобретённые королевством, как и прочие системы ПВО, способны перехватывать не 100% объектов, то сознаваясь, что у США вообще нет систем, способных противостоять таким высокотехнологичным средствам нападения. Подозрения после таких объяснений только усилились. Публичная реакция Вашингтона на атаку была оперативной. Хотя, конечно, это не повод утверждать, что там об атаке знали заранее. Тем не менее используя метод highly likely, можно предположить, что поставить ударные БПЛА (и даже, как утверждается,
7 крылатых ракет) мог либо иранский военторг (как сразу заявил госсекретарь США), либо американский. Предположение, что дроны были иранские, никак не объясняет странное молчание саудовских средств ПВО американского производства, зато вполне годится в качестве повода для нападения американской коа­лиции на Иран. Признание Тегерана виновным почти не оставляет Трампу шансов отступить. Но Иран - не Ирак, победоносного блицкрига не получится, а впереди выборы.
И тут ко времени подоспело очередное расследование болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой, которое вскрывает механизм поставки сербского оружия террористам в Йемене при участии правительственных чиновников из США, Саудовской Аравии и ОАЭ. «Указанный конечный пользователь - афганская армия. Однако оружие из этой конкретной партии появляется у террористов Исламского государства (террористическая организация, запрещена в РФ. - Ред.) в Йемене, - сообщает Гайтанджиева. - Экспортёром была сербская частная компания GIM, которую представлял отец министра внутренних дел Сербии Небойши Стефановича - Бранко Стефанович». Согласно документам, оказавшимся в распоряжении Гайтанджиевой, перевозками оружия занималась азербайджанская авиакомпания Silk Way Airlines. «Рейсы были зафрахтованы Пентагоном, Саудовской Аравией и ОАЭ. Дипломатические полёты освобождаются от проверок и авиационных счетов. Эта же авиакомпания, Silk Way Airlines, была зафрахтована Пентагоном для перевозки сербских миномётных снарядов в Афганистан 8 мая 2018 года. Такое оружие из той же партии, что и из Афганистана, появилось в недавнем видеоролике Исламского государства (террористическая организация, запрещена в РФ - Ред.) в Йемене», - утверждает болгарская журналистка. Это просто информация к размышлению. Но весьма красноречивая.
Военная операция против Ирана, если Вашингтон на неё решится, вернуть былой авторитет «гегемону» не сможет. Зато скомпрометирует Трампа и не пропустит его на второй президентский срок.

Нормандский неформат

Заседание трёхсторонней группы, на котором должны были письменно одобрить так называемую «формулу Штайнмайера», закончилось фактически впустую. «Как и следовало ожидать, обсудили многие мелочи, но Киев заблокировал главное. Ещё 11 сентября политические советники руководителей Российской Федерации, Германии, Франции, Украины рекомендовали утвердить «формулу Штайнмайера». В Минске делегация Киева заявила, что не располагает полномочиями для соглашения. Открытым текстом напоминаю: бывший министр иностранных дел Германии, а ныне федеральный президент Штайнмайер, искупая свою часть вины за навязывание президенту Януковичу соглашения с майданщиками, уже на следующий день нарушившими свои обязательства, напомнил порядок исполнения Минских соглашений: сперва в республиках Донбасса пройдут выборы под надзором ОБСЕ, а как только ОБСЕ официально признает их результаты, вступит в силу согласованный с республиками закон Украины об их особых правах, и только тогда республики допустят на свою территорию украинских пограничников. Просто и логично, - комментирует итоги очередных переговоров в нормандском формате аналитик и телеведущий Анатолий Вассерман. - Президент Зеленский заявляет, что долгожданный мир будет достигнут переговорами не с народными республиками (по киевской терминологии - оккупированными землями), а с Российской Федерацией - якобы «оккупантом». Открытым текстом сообщаю: доселе не выполнено ни одно из множества обещаний доказать присутствие войск Российской Федерации в Донбассе или хотя бы поставки нашего оружия и боеприпасов. Оккупацией тем более не пахнет. Но Европа требует выполнения Минских соглашений. Как отмазаться? Только недавно потерявшей вкус порошенковской жвачкой. Стоны об агрессоре и оккупанте достали из мусорки, отчистили от грязи - и пустили в оборот».
В итоге обсуждать в нормандском формате по-прежнему нечего.
Надежды втянуть в нормандский формат США и Великобританию, чтобы сообща противостоять Европе и России, конечно, прельщают «незалежные», так сказать, умы.
В пятницу газета The Washington Post со ссылкой на свой источник сообщила, что Дональд Трамп считает действия США на Украине  бессмысленными, потому что они «раздражают» Россию, с которой необходимо строить дружеские отношения. «Позиция президента, по сути, заключается в том, что нам необходимо признать тот факт, что Россия должна быть нашим другом, и кого вообще волнует Украина», - якобы сказал американский президент. А The Wall Street Journal (тоже со ссылкой на свои источники) сообщает, что во время телефонных переговоров в июле Трамп «примерно восемь раз» заявлял о том, что Зеленскому следует принять предложение Джулиани и таки дать компромат на Джо Байдена - вероятного соперника нынешнего президента США на выборах 2020 года.
После этих публикаций Дональд Трамп разразился гневным комментарием, заметив, что «фейковые СМИ и их партнёры - Демократическая партия - хотят как можно дальше держаться от требования Джо Байдена к правительству Украины уволить прокурора, который расследовал [деятельность] его сына, или они не получили бы большой объём средств США, поэтому они сфабриковали историю обо мне и моём прекрасном и обычном разговоре с новым президентом Украины». Как бы там ни было, требуемый людьми Трампа компромат на Байдена Киев пока не выдаёт. Нету, говорят.
Временным апофеозом украинской «гидности» можно считать сообщение об отказе киевской делегации от участия в сессии ПАСЕ. «Не имея другой возможности реагирования на нарушения этой организацией собственных принципов, и столкнувшись с достаточно откровенным игнорированием её интересов, Украина в настоящее время воздерживается от отправки своей делегации на ближайшую сессию ПАСЕ», - сообщил в соцсети нардеп от партии Зеленского Богдан Ярёменко. Комментарии тут, пожалуй, излишни.

Эпитафия либерализму

Программная статья министра иностранных дел России Сергея Лаврова, приуроченная к началу работы сессии Генассамблеи ООН, в очередной раз называет вещи своими именами. «Распад СССР, падение Берлинской стены, условно разделявшей два «лагеря», уход в прошлое непримиримого идеологического противостояния, определявшего контуры мировой политики фактически во всех сферах и регионах - эти тектонические изменения, к сожалению, не привели к торжеству объединительной повестки. Вместо этого зазвучали триумфаторские реляции о том, что наступил «конец истории», а центр принятия мировых решений отныне будет только один. Сегодня очевидно, что попытки утвердить однополярную модель провалились. Процесс трансформации миропорядка обрёл необратимый характер, - констатирует Сергей Лавров. - Это вызывает ощутимый дискомфорт у тех, кто веками привык задавать шаблоны мирового развития, обладая монопольными преимуществами. Запрос со стороны большинства государств на более справедливую систему международных отношений, на реальное, а не декларативное уважение принципов Устава ООН, наталкивается на стремление сохранить порядок, в рамках которого плодами глобализации могла пользоваться узкая группа стран и транснациональных корпораций. Реакция Запада на происходящее позволяет судить о его истинных мировоззренческих установках».
Вывод простой: «Наши предложения о начале серьёзного разговора по всем аспектам стратегической стабильности в современную эпоху остаются в силе.
В последнее время высказываются мнения о необходимости сменить повестку, обновить термины. Предлагается вести речь то о «стратегическом соперничестве», то о «многостороннем сдерживании». Термины можно обсуждать. Но главное - не в них, а в сути. Сейчас важнее всего начать стратегический диалог по конкретным угрозам и рискам и искать согласие по общеприемлемой повестке дня. Как мудро сказал ещё один выдающийся государственный деятель нашей страны Андрей Андреевич Громыко, 110 лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году: «Лучше десять лет вести переговоры, чем один день - войну».
Правду сказать, война уже идёт, и не один день. Но Сергей Викторович - опытный дипломат. И потому говорит с партнёрами уважительно. Даже когда они… ну вы помните.

Николай ФИЛИППОВ.