Нашли кита - попали под санкции

9 Август 2019 766
Ещё одна находка в некрополе Кыз-Аул.
Ещё одна находка в некрополе Кыз-Аул.

На Керченском полуострове археологи обнаружили останки древнего морского животного. Находка интереснейшая, но опасная. Тех, кто работает на раскопках некрополя Кыз-Аул, Украина вносит во все возможные списки врагов народа.

Тюлень или кит?

По словам Олега Маркова, директора по развитию фонда «Археология», экспедиция в Ленинском районе полуострова стала не только археологической, но и палеонтологической. Во время раскопок некрополя Кыз-Аул на Керченском полуострове возле села Яковенково были найдены окаменевшие останки доисторического животного. Рядом оказалось античное детское погребение. Версий много. Есть предположение, что был найден доисторический дельфин, возможно, даже маленький кит, а может, и тюлень. Гипотезы разные, поэтому пока останки закрыты от посторонних. Здесь ждут специалистов, которые раскроют все тайны погребения. Но, как нам рассказали сами археологи, есть версия, что дельфина или кита нашли ещё в античные времена, он уже был окаменевшим. Ребёнка похоронили рядом с ним, может быть, подразумевая какой-то тайный смысл.
Начальник археологической экспедиции Павел Гецко сообщил, что заключение по останкам выдадут палеонтологи. Ведущий методист зоологического музея КФУ имени В. И. Вернадского Дмитрий Старцев отметил, что Керченский полуостров богат на подобные находки.
«Пока непонятно, что это за животное. Я останки ещё не видел, но мы договорились с коллегами, что подъедем, этот скелет посмотрим и, возможно, извлечём для изучения, - сказал нашим коллегам Дмитрий Старцев. - По-видимому, это останки какого-то мелкого китообразного. Керченский регион богат на такого рода находки, потому что там отложения древнего Сарматского моря открыты на больших площадях. В этом море обитали мелкие киты, дельфины».
Раскопки проводит фонд «Арехология», о котором многие наслышаны на Керченском полуострове и не только. Директор фонда - Олег Марков - ещё в юности ездил в археологические экспедиции в Крым. При Украине постепенно организация экспедиций становилась всё сложнее. Но после 2014 года ситуация кардинальным образом изменилась. Экспедиции в Крыму стали не просто реальностью, а даже необходимостью. Один нюанс только есть - археологов на Украине записывают во все санкционные списки, какие только есть.

Сдают свои же

- Украинские коллеги периодически заносят в разные списки археологов, которые работают в Керчи, на Керченском полуострове, - поясняет Олег Марков. - Есть те, кто сам раньше работал в Крыму, а теперь активно подаёт списки археологов, которые тут трудятся. Причина - разграбление. Послушайте, какое может быть разграбление? Древним скифам всё равно. А информация может попросту исчезнуть, постепенно склоны обваливаются, мы работаем сейчас максимально близко к обрывам, чтобы изучить материал. Если не делать это сейчас, всё обрушится, информация пропадёт. Я бы даже назвал наши раскопки охранными.
На сайте так называемого украинского «министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц» даже была информация о том, что археологические раскопки станут причиной новых санкций. Ни себе, ни людям. По этому принципу действует украинская сторона.
Было сделано заявление, что за четыре года, в период с
2014-го по 2018 год, с согласия Минкульта РФ было выдано около сотни разрешительных документов на проведение раскопок в Крыму, в частности в связи со строительством транспортного перехода через Керченский пролив и автотрассы «Таврида».
«Украина применяет санкции не только к политикам или бизнесменам России, - заявлял ранее министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Украины Вадим Черныш. - В списке и археологи, которые незаконно проводили раскопки в Крыму... Мы говорим о лицах, нарушающих режим оккупированных территорий, и распространяем негативный имидж среди организаций, работающих с ними».
Однако директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко считает, что санкции против России из-за археологических раскопок в Крыму - это глупость. От них нет ни вреда, ни пользы. Вадим Майко добавил, что санкции на археологические исследования повлиять не могут.
Вспоминается известная фраза: «собака лает - караван идёт». И пока украинская сторона делает вид, что негодует, мы находим сотни интереснейших объектов ежегодно. Строительство «Тавриды» открыло нам каменный мост в Белогорском районе, построенный предположительно в конце XVIII века, поселения, могильники. И это далеко не конец. Крым переживает всплеск интереса к археологии. И, возможно, полуостров ещё удивит нас открытиями, несмотря на санкции.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.