С экрана от души

10 Июль 2019 590
Валентина Леонтьева, Шустрик и Мямлик в «Спокойной ночи, малыши!», 1966 год.
Валентина Леонтьева, Шустрик и Мямлик в «Спокойной ночи, малыши!», 1966 год.

В век интернета, смартфонов и прочих гаджетов многие из нас редко смотрят телевизор. А те, кто по-прежнему любит «замирать» перед голубыми экранами, среди различных шоу и проектов не ощущают главного: внимания к себе, зрителю. Когда осознаёшь: всё, что там рассказывает диктор, ведущий, шоумен, это именно для тебя. Интонации, взгляд у человека на экране не наигранные, он не красуется, а разговаривает с тобой, как с другом, спешит поделиться тем, что узнал. В ту эпоху, когда телевизоры только стали появляться в домах советских людей, такое ощущение было. Особенно, когда программу, хоть детскую, хоть взрослую, вела Валентина Леонтьева.

Родом из блокады

- Мы называли её ласково - наша Валюша, а мои дети торопили время, чтобы наступил вечер, и «пришла» тётя Валя, - вспоминает Ольга Николаевна из Симферополя. - Она была желанным человеком, наверное, в каждом тогдашнем доме. Своим, родным. Как-то прочитала в её интервью секрет: Валентина Михайловна говорила, что всегда представляла собеседника, которому рассказывала сказку, жизненную историю или просто программу передач, ведь мы были её родными, она для нас жила и работала. И мы это ценили. Помню, когда она приезжала в Симферополь на какой-то фестиваль, директор нашего завода уговорил выступить перед коллективом: вот ни капельки позёрства, искренность в общении, душевность.
В начале пятидесятых годов прошлого века теледикторов в стране было всего трое - Нина Кондратова, Ольга Чепурнова и она, Валентина Леонтьева. Потом ушла из жизни Ольга Чепурнова, на съёмках произошла трагедия с Ниной Кондратовой. Какое-то время - пока не пришли Игорь Кириллов, Анна Шилова и ещё несколько человек, Валентина Михайловна одна каждый вечер (тогда в будние дни передачи начинались чаще в это время) входила в дома советских людей. Этих «визитов» ждали, собираясь семьями, компаниями, а то и подъездами, улочками (телевизоры были ещё не у всех) у экранов: «Что там сегодня приготовили для нас, что расскажет Валечка?» А ведь мы бы могли никогда и не увидеть её на телеэкране. Сначала чуть не помешала война.
Великая Отечественная. Блокада Ленинграда. 18-летняя Валентина со старшей сестрой Людмилой была в отряде противовоздушной обороны, но силы убывали - голод. Она вспоминала, как мама Екатерина Михайловна отрезала им от пайка по кусочку хлеба, оставляя себе совсем крошки, а пожилой отец Михаил Григорьевич сдавал кровь, чтобы прокормить дочек и крошечного внука Валерика, сына старшей дочери, чей муж погиб в начале войны. Как сама экономила от 125-граммового кусочка хлеба тоненькие ломтики, чтобы сделать родным новогодние подарки, и как улыбались они, разворачивая свои такие же. Как пришлось спалить в буржуйке книги из домашней библиотеки, мамин рояль, папину скрипку. Как пришёл день, когда дочки на санках повезли умершего отца к окопу, куда сбрасывали тела. В сугробе похоронили и малыша - умер в пути, когда их, обессиленных, вывозили по «Дороге жизни» в Ульяновскую область. Людмила осталась там после войны, а Екатерина Михайловна и Валя уехали в Москву. Девушка опоздала к поступлению в театральное, а потому стала студенткой химико-технологического института. Через год поступила в школу-студию МХАТ, играла в Тамбовском драмтеатре.

Детям и взрослым

В 1954-м, приехав к маме в Москву, увидела объявление о наборе в группу дикторов Центрального телевидения. Конкурс - восемьсот человек.
В жюри - Юрий Левитан и Ольга Высоцкая - знаменитые дикторы радио. Валентине велели прочесть либретто «Лебединого озера», а она, отложив текст, всё рассказала своими словами - не любила читать с листа. И потом тоже обходилась без подсказок с бумаги, телесуфлёров тогда ещё не было - всё заучивала.
Конкурс она, конечно, прошла. Как позже говорила: «Вытащила беспроигрышный лотерейный билет, на котором написано «телевидение». Правда, её первый телеэфир 65 лет назад мог стать и последним. Поручили представить зрителям англичанку из телекомпании ВВС. Валентина Михайловна вспоминала, что пока режиссёр отсчитывал минуты до эфира, очень переживала, в итоге зрители увидели «перекошенное от волнения лицо», резкий контраст с гостьей, свободно держащейся перед камерой. Говорят, тогдашний руководитель Госкомитета по телевидению и радиовещанию запретил выходить в эфир, но заступилась радиодиктор Ольга Высоцкая. А Валентина вскоре стала любимым диктором миллионов.
Она очень любила детей, они отвечали взаимностью. Вскакивали по субботам в 9 утра, чтобы посмотреть «Будильник». Мастерили с тётей Валей игрушки в программе «Умелые руки». С восторгом бывали «В гостях у сказки». Не ложились спать, пока тётя Валя вместе с Мямликом, Шустриком, а позже Филей, Степашкой, Хрюшей и Каркушей не желали «Спокойной ночи, малыши». Скольким поколениям она дарила добрую сказку, в которую искренне верила сама. У взрослой тёти Вали любимыми «настольными» были две, казалось, детские книги - «Винни-Пух и все, все, все» («лекарство от грусти») и «Маленький принц» («помогавший разобраться в себе»). А ещё дети писали ей, она старалась отвечать всем, бережно хранила трогательные послания.
Писали и взрослые (тоже вела несколько передач сразу) - у них Валюша пользовалась не меньшей любовью и уважением. Это она вела репортаж со встречи первого космонавта страны и мира, рассказывала о международной дружбе, о людях, славных трудом. А кто из наших читателей не помнит добрые «Голубые огоньки», одной из ведущих которых была. Но, пожалуй, самая любимая программа - «От всей души». Удивительные судьбы, трогательные семейные истории, герои - простые работяги со всего Союза. Самая душевная телепередача страны мало кого оставляла равнодушным, вызывая то слёзы, то вздох облегчения и улыбку.
По ту сторону экрана
Пожалуй, и Валентина Леонтьева могла бы стать героиней этой программы. По ту сторону экрана у ответственной, с потрясающей работоспособностью, требовательной, порой жёсткой к себе, женщины было многое. Любовь и предательство, зависть и слухи, популярность и, по сути, одиночество последних лет. Постепенно её, не представлявшую жизни без телевидения - «на первом месте у меня мама, потом телевидение, затем сын и муж» - отлучали от него. Закрывали программы, заменяли на молодых ведущих в детских передачах. Оставили консультантом телеведущих, но слишком требовательной была - не терпела халтуры и «звёздной болезни». Та, у которой была ошеломляющая популярность, не страдала даже «звёздным насморком», никакими привилегиями не пользовалась: жила на пенсию, а любимым блюдом ещё с вой­ны считала макароны. Вспоминала, как на заре телекарьеры оказалась в очереди за хлебом с Юрием Левитаном. Он стоял и ждал своей очереди, зная, что известность не должна давать привилегии даже в мелочах.
У Валентины Михайловны часто бывали такие случаи, и она тоже просто ждала своей очереди, не любила быть в тягость.
Для народной артистки СССР (единственная телеведущая, получившая это звание) и лауреата российской телепремии «ТЭФИ» единственным богатством осталась любовь людей. Не стало мамы - из-за разъездов по работе она не смогла её даже похоронить, спустя годы точно так же из-за разногласий с роднёй на её похоронах не будет и собственного сына. Развод с мужем, потеря телевидения. Последние годы любимая телеведущая жила у сестры в Ульяновской области. По-детски наивно радовалась редким встречам с теми, для кого работала, письмам поддержки и совсем нечастым визитам молодых коллег. Как-то легко мы, выросшие на искренних программах, что с любовью к нам в лучисто-добром взгляде вела тётя Валя, предавали её забвению. Словно просто выключали телевизор. Хотя в порывах ностальгии до сих пор вспоминаем и те программы, и имя ведущей. А в Ульяновске теперь есть памятник: будто после встречи со зрителями присела Валентина Леонтьева на скамеечку полюбоваться на Волгу. Вот только, увы, никогда не произнесёт: «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые! Здравствуйте, дорогие телезрители!»

Словари трактуют понятие «эпоха» как длительный период времени, выделяемый по значительным событиям. Значит, мы с вами - уникальные люди, ведь выпало жить в трёх. Как определила однажды коллега, эпохах стабильности, при СССР; перемен, когда с конца восьмидесятых прошлого века страна начала рушиться, а потом и вовсе полуостров стал украинским; будущего, что сами мы определили в Крымскую весну, вернувшись в Россию. Первая, стабильная, советская, для большинства из нас - самая длительная и значительная: многие читатели и сама газета родились в ней, крепли, созидали, побеждали. В ней остались уличные автоматы с газировкой и добрые детские сказки и телепрограммы, печёная картошка во дворе и комсомольские стройки, демонстрации 7 ноября и соцсоревнования.
В ней остались детство и молодость большинства из нас. Давайте вспоминать, как это было, людей, события, приметы эпохи. «Крымская правда» начинает новую рубрику, которую будем создавать вместе с вами, уважаемые читатели. «Наша эпоха». Ждём ваши письма, воспоминания.

Фото с сайта im1.kommersant.ru

Наталья ПУПКОВА.