Как Крым стал курортом

1 Июнь 2019 1474
Читать в первом крестьянском санатории учили по нашей газете.
Читать в первом крестьянском санатории учили по нашей газете.

В этом году курортная история Крыма отмечает 212-летие, и 99 из них об этом рассказывает наша газета. Впервые о том, что полуостров должен стать местом отдыха трудящихся, «Красный Крым», как тогда называлась «Крымская правда», рассказал в декабре 1920-го.

История курортного полуострова началась в Саках, когда в 1807 году французский химик Феликс Дессер провёл первый анализ сакских грязей, отметив их целебные свойства. Спустя 30 лет в Саках открыли отделение Симферопольского военного госпиталя. Нуждавшихся в лечении, в основном ревматических и венерических заболеваний, изначально просто закапывали в грязь. А вот 7 июня 1927 года «Красный Крым» рассказал, что в Саках свершилась «крупная победа» - открыта грязевая поликлиника. «За полвека через Сакский грязевой курорт прошли сотни тысяч человек, но если более четырёх десятилетий он был только резиденцией буржуазии, то сейчас, при Советской власти, Саки - курорт рабочих и крестьян, где они получают не только лечение и надлежащее воспитание. В этот же день чествовали врача Высочинскую и рабочего Пидварко, работавших около 40 лет. Старший врач поликлиники хирург Мухин проводит меня по пахнущим ещё краской коридорам и кабинетам гинекологического, механо-терапевтического и других отделений,- пишет наш коллега Илья Зиг. - С гордостью показывает прибывшие из-за границы инвентарь, аппаратуру, называет имена высококвалифицированных специалистов, которые будут работать в поликлинике. На некоторое время задерживаемся в механо-терапевтическом отделении, где по длинному залу в два ряда установлены приборы самых причудливых форм, назначение которых - устранять дефекты различных частей человеческого тела».
Первая публикация в газете на тему курорта - в номере за 22 декабря 1920-го. «Красный Крым» напечатал декрет за подписью председателя Сов­наркома Советской России Владимира Ленина «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Причём не только лечения, но и профилактики заболеваний. Вскоре опубликован и приказ Крымревкома, по которому Сакско-Евпаторийский, Севастопольский, Ялтинский и Феодосийский районы стали общегосударственными курортными местностями. Все дворцы, особняки и дачи в них передавались под санатории для простого народа. Об одном таком, открытом в Ливадии, где до революции располагалась резиденция императора, газета рассказала в июне 1925-го. Санаторий, ставший тогда первым в мире созданным для крестьян, устроили круглогодичный, с возможностью одновременно оздоровить 300 человек. Главврачом стал Сергей Кащенко. Со всей Советской России свозили в Ливадию только обычных крестьян - агрономам, управленцам и прочим сельским интеллигентам въезд в Ливадию был, что называется, «заказан». Выбирали людей, страдающих от «чахотки, малокровия, ревматизма, нервных и сердечных заболеваний». Крестьянам и крестьянкам обеспечивали два месяца полного пансиона, проезд в оба конца и еду на обратную дорогу. «В бывших царских дворцах теперь лечатся и отдыхают простые труженики. Их измученные вековым трудом лица показывают, что они заслужили это, - заметил на открытии санатория нарком здравоохранения СССР Николай Семашко. - Где, когда в мировой истории, в какой стране бывал такой факт, чтобы во дворцы царей приезжали крестьяне для того, чтобы поправить своё расшатанное здоровье? Нигде, никогда, ни в одной стране мира». «Вновь прибывшие в санатории были робки в своих движениях, несмело садились на краешки стульев и диванов, рассказывали о том, как, собираясь в дальний путь из Костромской, Ульяновской и Архангельской областей, из Грузии и Узбекистана, с Урала, сушили сухари, продавали скудные пожитки - не верилось, что лечение будет бесплатным. «Очень мы Советской власти благодарствуем», - говорили крестьяне, дивившиеся праздничному фейерверку в день открытия, морю, паркам, экскурсиям, обстановке, обедам в царской столовой, библиотеке императора и музею с вещами царской семьи, лечебным процедурам». Людей не только лечили, но и занимали на специальных «часах знаний», посвящённых ликвидации неграмотности, занятиям музыкой - учили играть даже на фортепиано, шитьём. А ещё устраивали для отдыхающих концерты, показывали кино и театральные представления.
Не забывали и о детском оздоровлении. 17 июня 1925-го «Красный Крым» сообщил о появлении «Артека». «Санатория «Артек» у подножья Аю-Дага, создана из десятка больших походных палаток, она стала первым в Крыму, да, пожалуй, и в мире санаторием-лагерем для пионеров. В течение курортного сезона через него должны пропустить более 3000 детей рабочих из промышленных центров страны, в том числе 40 детей рабочих Крыма. Первую группу в числе 80 человек привезли в Крым из Москвы. При этом почти все ребята страдают от чахотки - результат в значительной мере всем известной пионерской перегрузки». Потом о первом в мире детском оздоровительном санатории, появившемся благодаря Зиновию Соловьёву, заместителю наркома здравоохранения РСФСР, газета писала регулярно. «Особенность «Артека» - отсутствие администрации как таковой. «Мы сами администрация!» - с гордостью говорят ребята. Однако в «лагере, кроме вожатых, набранных из комсомольцев разных регионов, есть главврач Фёдор Шишмарёв, врач-ординатор, медсестра и несколько воспитателей. Вся жизнь в детском лагере основана на пионерской сознательности». «Первая партия детей рабочих из Москвы уже закончила месячный отдых, на смену прибыла партия детей самарских крестьян. Весь день распределён по строгому плану. Дети получают 5 раз в день разнообразную питательную и вкусную пищу. Из 80 ребят 71 получили улучшения, некоторые достигли до 11,5 фунта (почти 5 кг. - Ред.) прибавки в весе». В последнем мирном номере газеты, 22 июня 1941-го, напечатана заметка о том, что в «Артек» прибыли 200 ребят. Вообще, в том номере много сообщений о приехавших отдыхающих: «В Судак прибыли около 100 - командиры Красной Армии, в Евпатории около 6 тысяч, половина - дети, на Южном берегу - свыше 15 тысяч и с каждым днём число курортников увеличивается». Как тяжело им будет уже на следующие сутки, когда из-за фашистов придётся забыть об отдыхе и возвращаться домой.
А вот номер 75-летней давности за 4 мая 1944 года, «Красный Крым» рассказывал о курортных потерях. «Гитлеровцы нанесли огромный ущерб курортам Южного берега Крыма. В одной только Ялте разрушено 20 санаториев, в том числе такие большие лечебные комбинаты, как курортная поликлиника имени Семашко, государственный институт медицинской климатологии и климатотерапии. В «Артеке» немецкие бандиты сожгли дворец Суук-Су.
В гурзуфском санатории Красной армии сожжены 2 корпуса. Разрушено одно из красивейших зданий ЮБК - санаторий «Маёвка» в Кореизе (б. Крамарж)». «Стремительное наступление Красной Армии предотвратило гибель  санаториев в Алупке и Симеизе. Гитлеровцы разграбили весь инвентарь, оборудование, медикаменты, всё ценное имущество санаториев». Горестные сообщения, но есть и хорошие новости: «Как сообщил уполномоченный Наркомздрава Союза ССР по курортам ЮБК тов. Галенин, по предварительным данным, можно в ближайшее время восстановить 16 санаториев в Ялте, 14 в Алупке, 10 в Симеизе общей пропускной способностью в 8000 коек, из них 1500 коек в санаториях ВЦСПС, остальные - Наркомздрава СССР. Сейчас на курортах приводятся в порядок сохранившиеся здания, производится очистка территории и помещений от мусора и грязи. Обрабатываются санаторные виноградники и огороды».
Тогда восстановили всё, что было возможно. Позже открыли новые санатории, пансионаты, дома отдыха. «Всё для советского человека», как писала «Крымская правда» в 70-е годы прошлого века. «Всё для имеющих тугой кошелёк», - добавляла газета в конце 90-х.

Наталья ПУПКОВА.