Обман под «крышей» закона

16 Январь 2019 959
Евгений Шольц-Куликов.
Евгений Шольц-Куликов.

Хотели бы вы попробовать «вино», которое состоит из воды, сахара, спирта, красителей и ароматизаторов? Такие напитки можно встретить в любом магазине. Как бороться с фальсификатом, что нужно сделать, чтобы он исчез из магазинов, - об этом и многом другом мы поговорили с профессором первой в России кафедры виноделия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, докто­ром наук Евгением Павловичем ШОЛЬЦЕМ-КУЛИКОВЫМ.

- Мы часто слышим, что российское законодательство жёстче украинского, но почему тогда на полуострове постоянно находят фальсификат?

- С возвращением Крыма в родную гавань проснулись «спящие» мошенники. Да, мы рады, что оказались дома, что можем разговаривать на родном языке, но другое законодательство внезапно открыло лазейки для отдельных предприимчивых граждан. И теперь вокруг нас расцветает фальсификация. Подделка пищевых продуктов и, в частности, подделка крымских виноградных вин - это реальность. Сегодня у нас можно купить недорого, за 96 рублей, в красивом литровом тетрапаке изготовленный в Пензе так называемый винный напиток с интригующим названием «Крымская Аэлита». В нём более 50% воды, сахар, спирт, красители и ароматизаторы. Одно из частных хозяйств Крыма уже давно выпускает подобную смесь в трёхлитровых коробках под именем «Каберне». В это предприятие зайти невозможно - оно закрыто пятиметровым забором, а где его виноградники, неизвестно. Эти продукты нельзя назвать фальсификатом, так как у них есть свой ГОСТ.

- Почему так произошло? Неужели и раньше было такое количество фальсификата?

- Последние десятилетия много говорилось о так называемых «порошковых винах», и стоило немало трудов, чтобы прекратить всякие разговоры на эту тему. Порошковых вин у нас нет и не может быть. Но фальсификация отечественных вин продолжалась, и мы, виноделы-профессионалы «ломали» голову, перебирая все возможные варианты подделки настоящего вина. Так стало ясно, что такое массовая фальсификация. Она оказывается не подпольная, а открытая - под защитой государства, под защитой закона. Примерно 30 лет назад, когда закончилась безуспешная борьба с пьянством и алкоголизмом, когда оказались вырубленными огромные плантации виноградников, подкосилось и само виноделие. Тогда решили как-то поддержать городские винзаводы, оставшиеся без работы. Придумали временно сделать то, что категорически запрещено во всём мире: выпускать водно-винную смесь - коктейли и напитки. Создали соответствующие стандарты, технологические инструкции, а вскоре такое производство приняло угрожающие размеры.
Первыми пришли в ужас виноделы Краснодарского края.
В краевой газете появилась статья «Кубанские виноделы вздрогнули», где впервые назвали ошеломляющие цифры. Оказывается, на Урале и в Сибири выпускают вина больше, чем в местах, где растёт российский виноград. Открываем последний в прошедшем году главный отраслевой журнал России «Виноградарство и виноделие». Изданный в Ялте к 190-летию старейшего у нас отраслевого института «Магарач», журнал напечатал статью «Состояние и перспективы развития виноградо-винодельческого комплекса Республики Крым».
В этой многоплановой интересной статье впервые сообщается, что на полуострове ежегодно выпускают 1,5 миллиона декалитров так называемых винных напитков. Уважаемые авторы не дают никакой оценки этому явлению, умалчивают о вреде, какой наносит фальсификат винной отрасли. На фоне таких напитков плохо продаётся натуральное вино. Оно при невысокой (30-40%) рентабельности в несколько раз дороже водно-винных алкогольных напитков.
Добавим ещё, что их выпускают в прекрасном оформлении с использованием винной символики, с пейзажами виноградной местности. Незаметным шрифтом пишутся слова «винный напиток», а ярко - «красное полусухое», что естественно подразумевает слово «вино». Вот такая казуистика.
Нечем платить зарплату виноградарям, чьим тяжким трудом создаётся виноградное вино. Без средств к жизни остаются питомниководы, у которых рождаются саженцы винограда. А в это время ловкие люди как бы присваивают себе чужой труд, и избавиться от них нет никакой возможности.

- Что следует делать в такой ситуации? Если так и будет продолжаться, то мы своими же руками уничтожим виноделие в Крыму, а ведь наш полуостров всегда славился своими напитками.

- В конце прошлого года Министерство финансов России впервые объявило, что для защиты виноделия будут в два раза повышены налоги на так называемые «винные напитки». Свою обеспокоенность в этом вопросе 20 декабря высказали виноделы России на первом в истории заседании в Москве Технического комитета по виноградарству и виноделию ТК-162. Оказывается, на этот продукт успели обновить ГОСТ и запустили сам термин во все другие ГОСТы и нормативные документы. Более того, он записан среди основных понятий в последней редакции (2018 год) действующего Федерального закона №171-ФЗ. Как сказано, «с добавлением пищевых добавок, пищевых красителей и воды». Для любой винодельческой продукции это недопустимо, так как является фальсификатом. В то время, когда виноградари и виноделы России постоянно ищут финансовую поддержку у государства, с трудом доказывают сложность процесса длительного выращивания винограда и выделки вина, водочные компании легко и просто льют в коробки воду, украшенную вином. Главная ошибка состоит в том, что эти напитки умудрились отнести к винодельческой продукции. Стало быть, первое, что нужно сделать, изменить сам термин, определение напитков. Если их нельзя закрыть вообще, то следует назвать правильно: «алкогольные напитки».
И перенести их из винодельческой продукции в алкогольную продукцию. Там их место.
Второе, что следует оговорить в обновлённом ГОСТе, - названия и оформление готовой продукции. Недопустимо использовать сортовые названия винограда, винодельческие термины, а в иллюстрациях - виноград и пейзажи винодельческих регионов России. У нас так называемые «винные напитки» постепенно вытесняют натуральное виноградное вино. Узаконены «винные напитки газированные, жемчужные (то есть со слабым давлением), фруктовые, ароматизированные». По-видимому, скоро появятся «игристые винные напитки», а там, глядишь, и само вино постепенно вытеснят на рынке. Оно останется только для богатых, состоятельных людей. Для скромно живущего бывшего простого советского народа будут только дешёвые «винные напитки».
Далеко за примерами ходить не надо. Конец 2018 года. В Симферополе в одном из супермаркетов идёт бойкая торговля привезённой из-под Москвы новинкой - роскошно, по-новогоднему оформленным фольгой «шампанским». Это бутылки с «игристым винным напитком» невысокой стоимости. Тут же за подарки записывают восторженные отзывы покупателей и сразу - в интернет для новогодней рекламы. Это современный маркетинговый подход.
Третье - скорее внести поправки в рабочее законодательство. Для спасения виноградарско-винодельческой отрасли необходимо перевести подобную продукцию из винодельческой в серию просто алкогольных или слабоалкогольных ликёро-водочных изделий.

Кстати

Ежегодно в России от случайных отравлений алкоголем умирает около 5000 человек. Постепенно эти показатели растут. Например, в 2016 году умерло около 7000 человек. Одной из причин отравления алкоголем считается употребление спиртосодержащих жидкостей, заведомо не предназначенных для питья. В поддельной алкогольной продукции также используют некачественный этиловый спирт или ещё страшнее - метанол. Употребление контрафактного алкоголя зачастую приводит к тяжёлым отравлениям, потере зрения и даже смерти. Зачастую отравления происходят вследствие употребления и других веществ - заменителей алкоголя: одеколонов, спирта, антифриза, лаков и т. д.

Беседовала Мария ЯКОВЕНКО.