Художник, искусствовед, музейщик, педагог

3 Декабрь 2019 1155
Сергей Пушкарёв на открытии выставки.
Сергей Пушкарёв на открытии выставки. Фото автора.

Един в нескольких лицах - выдающийся человек, ставший не по рождению, а по душе крымчанином Николай Степанович Барсамов. Одна из ключевых фигур киммерийской живописной школы середины прошлого столетия. Его называют связующим звеном между мастерами рубежа ХІХ-ХХ вв. и крымскими живописцами советского времени.

В правоте этих слов можно убедиться на выставке «Барсамов и его ученики», которая экспонируется в Симферопольском художественном музее. Выставка из тех, что воспитывает вкус и даёт понимание значения изобразительного искусства в интеллектуальном развитии человека и в формировании городской художественной среды. Это имя и его дела должны быть известны каждому крымчанину. Как и имена талантливых учеников, им воспитанных.
Именно Крым подарил уроженцу Тифлиса жизнь, наполненную высоким смыслом. Приехав в 1923 году на полуостров, он оказался в центре важнейших событий. Выпускник столичной школы-студии Ильи Машкова и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где среди его учителей был выдающийся живописец Константин Коровин, в 30 лет становится директором Феодосийской картинной галереи имени Ивана Айвазовского и пионером в популяризации творчества великого мариниста. Дружба с Максимилианом Волошиным и Константином Богаевским делает его на всю жизнь приверженцем Киммерийской школы. Он пошёл по пути Ивана Айвазовского, открывшего в Крыму первую художественную школу - основал в 1925 году подобное учебное заведение при галерее. За короткое время Барсамов увеличил коллекцию в десять раз. А в начале Великой Отечественной войны спас бесценное собрание полотен Айвазовского, эвакуировав его в Ереван. Первые шаги в искусство делали в школе Барсамова выдающиеся живописцы Пётр Столяренко, Степан Мамчич, Владимир Соколов, Николай Шорин, Борис Погребецкий.
В постоянной коллекции Крымского зала центральное место занимают картины Барсамова. Нынешняя выставка не только знакомит с не вошедшими в эту экспозицию работами, но и объединяет творчество мастера и его учеников.
- Наша задача - проиллюстрировать преемственность поколений, сохранение и развитие традиций в крымском искусстве XX столетия, - отметила заведующая научно-экспозиционным отделом Александра Кугушева. - Рядом с учителем вровень стоят его ученики, ставшие мэтрами крымского искусства.
Искателем талантов назвал Николая Барсамова директор «Крымских межмузейных коммуникаций» Сергей Пушкарёв.
- Эта выставка - знаковое событие в культуре республики, - считает Сергей Николаевич. - Он заложил вместе с Николаем Самокишем школу изобразительного искусства на полуострове. Его выпускники стали первыми студентами симферопольского художественного училища. Поэтому Барсамов действительно велик: только талант может воспитать таланты. Мы видим, как не похожи друг на друга представленные на выставке художники. Каждый - яркая индивидуальность, со своим стилем, почерком, живописным языком. Они работали в угоду искусству, а не времени, зрителям, искусствоведам, как это бывает. Поэтому сохранили самобытность. К сожалению, многие наши земляки не знают современного крымского искусства. И такие выставки помогают ликвидировать пробел. Одно огорчает: в городе на каждом шагу реклама коммерческой выставки Никаса Сафронова, и кто-то может подумать, что его творчество определяет главное направление русского искусства. Это далеко не так. Рекламировать надо выставку Николая Барсамова и его учеников - настоящее искусство, которое расширяет культурное поле, обогащает русскую культуру.
 Выставка завершает осенний проект музея «Русская классика» и плавно перетекает в зиму. Так что у каждого есть возможность увидеть картины славной плея­ды крымских мастеров. Петра Кузьмича Столяренко, которого  называли современным классиком, советским постимпрессио­нистом. Степана Гавриловича Мамчича, соединившего в своих солнечных произведениях традиции Киммерийской школы живописи и авангардной художественной традиции пятидесятых - семидесятых годов. Николая Акимовича Шорина, работавшего в традициях русского сезаннизма. Владимира Соколова - тонкого колориста в жанре пейзажа, холсты которого пропитаны романтикой и поэзией. Бориса Ароновича Погребецкого, центральной темой творчества которого стали памятники старины и архитектурные мотивы.
- Мы пишем историю нашего крымского искусства, - отмечает заместитель директора музея Светлана Глазунова. -
И Барсамов - одна из путеводных нитей, которая приходит через весь XX век и не остается в нём, а закрепляется в новом времени. И он сам, и его ученики при жизни стали музейными художниками. Это говорит о широте натуры преподавателя, который помогал развиться таланту, а не давлел над ним как некий мэтр, который транслирует своё видение искусства. Такие выставки - возможность встретиться с крымской классикой, с настоящей живописью. В очень разных её проявлениях.
 Симферопольский художественный музей - интеллектуальный мост между творцами и ценителями искусства. Он учит смотреть, видеть, разбираться и пополнять свой культурный багаж.
Выставка «Барсамов и его ученики» экспонируется до 12 января.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.