Крымские битвы конца осени

9 Ноябрь 2019 575
В 1945-м наша газета рассказала о двух штурмах Перекопа.
В 1945-м наша газета рассказала о двух штурмах Перекопа.

Начало ноября в XX веке памятно для нашего Крыма, как минимум, трижды - с разницей сначала в 21 год, потом - в 2 за полуостров происходили кровопролитные сражения. В Гражданскую войну, в 1920-м, части молодой Красной Армии выбивали отсюда белогвардейцев барона Петра Врангеля - своих же, русских по духу, но оставшихся верными иной идеологии. В Великую Отечественную бойцы Красной Армии вначале, в 1941-м, обороняли полуостров, Севастополь, сдерживая натиск фашистов из гитлеровской Германии и её союзников. Потом, в 1943-м, вновь штурмовали его, чтобы обеспечить плацдармы для полного освобождения. Наша газета в те времена выходила под названием «Красный Крым».

«Во славу Коммуны»

Впрочем, в начале ноября 1920-го ещё не было газеты, что двумя годами ранее создавалась как «Таврическая правда», просуществовав тогда и в 1919-м («Таврический коммунист») всего несколько месяцев. Зато были слова Владимира Ленина, сказанные на съезде в Москве 2 октября 1920-го: «Теперь победа над Врангелем - наша главная задача. Надо, чтобы до предстоящей зимы Крым был возвращён». К тому времени полуостров оставался последним оплотом Белого движения. В сентябре для взятия Крыма Красной Армии создан Южный фронт во главе с Михаилом Фрунзе.
В 1945-м в нашей газете Моисей Олинский рассказывал, как это было. «Из трёх возможных направлений удара на Крым: через Перекоп, Чонгар и Арабатскую стрелку Михаил Васильевич выбрал для главного удара Перекоп. План был прост: переправиться восточнее Перекопа чрез Сиваш, выйти в тыл врангелевцам, обороняющим Турецкий вал, и штурмовать его с фронта. В ночь с 7 на 8 ноября красные части под ураганным огнём врангелевцев стали переправляться через Сиваш. Утром 8 ноября они вышли на Литовский полуостров в тыл перекопским укреплениям Врангеля. Но положение на некоторое время обернулось угрожающим: вода в Сиваше начала прибывать, переправившиеся дивизии могли оказаться отрезанными от остальных. Фрунзе приказал немедленно атаковать Перекопский вал в лоб и двинул кавалерию через Сиваш на поддержку переправившейся пехоте. В ночь на 9 ноября советские полки пошли на штурм Перекопа. В 3 часа 30 минут пополудни над Перекопским валом водружено красное знамя. Утром 11 ноября под ударом красных войск пали укрепления Чонгара. Белые в панике бежали к морю. 14 ноября освобождён Симферополь, 15 - Севастополь. 16 ноября Фрунзе телеграфировал Ленину: «Сегодня нашей конницей занята Керчь. Южный фронт ликвидирован». Владимир Маяковский в первую годовщину штурма Перекопа писал: «Слава тебе, красно­звёздный герой!/ Землю кровью вымыв,/ Во славу Коммуны/
К горе за горой/ Шедший твердынями Крыма <> И если/
В солнце жизнь суждена/ за этими днями хмурыми,/ Мы знаем:/ Вашей отвагой она/ Взята в перекопском штурме».
На следующий день после телеграммы Фрунзе, 17 ноября 1920-го, в Симферополе вышел первый номер «Красного Крыма». Среди членов редколлегии - брат Ленина Дмитрий Ульянов, Юрий Гавен (они начинали ещё в «Таврической правде»), историк Павел Новицкий, помначальника политотдела 6-й армии Южного фронта Матвей Мартолин и профессор Таврического университета Яков Френкель. Среди публикаций того номера - приказ городского ревкома  «сообщать военно-контрольной комиссии обо всех служивших в армии барона Вранегля и Деникина». На полуострове начиналась новая волна террора, борьбы с чуждой идеологией, в которой пострадали и бывшие белогвардейцы, и просто крымчане, когда-то служившие в армии Российской империи, в том числе и участники Крымской и Первой мировой войн. Но те, кто выжил в Гражданскую и в годы террора, спустя 21 год, в 1941-м, встали на защиту полуострова в Великую Отечественную.

«Враг не пройдёт!»

Такие заголовки в ноябрьских номерах «Красного Крыма» за 1941 год. В первую декаду месяца фашисты оккупировали почти весь полуостров - держался лишь Севастополь, куда в последний день октября эвакуировалась часть сотрудников газеты во главе с редактором Евгением Степановым. И 2 ноября там, под бомбёжками, вышел номер газеты, в котором рассказывалось, как накануне было несколько налётов вражеской авиации на город, но наши зенитчики смогли сбить 3 самолёта противника, «ещё два сбиты славными соколами истребителями Ильёй Цыпалыгиным и Михаилом Феоктистовым». «Крепче удар по врагу, прорвавшемуся в Крым и угрожающему нашему родному Севастополю - главной базе Черноморского флота». «В течение вчерашнего дня, - писала газета 12 ноября 1941-го, - немецко-румынские войска делали неоднократные попытки прорвать линию нашей обороны. Все их атаки успешно отбиты. Батареи капитанов Михаила Матушенко и Марка Драпушко метким огнём взорвали склад боеприпасов противника и рассеяли скопление его войск в двух важных пунктах. 10 ноября подразделение под командованием товарища Корнейчука, нанеся немцам большие потери, выбило их с высоты и продвинулось вперёд на два с половиной километра. Лётчики Черноморского флота успешно штурмовали передовые позиции и тылы врага. Зажжены несколько складов с горючим».
«Преградим путь немецким захватчикам к нашему родному Севастополю! Мощными ударами армии и флота сокрушим зарвавшегося врага!» С подобными призывами газета выходила до июля 1942-го, перебравшись сначала в Керчь, затем в Краснодар. Защитники Севастополя сражались до последнего, лишь немногие смогли воплотить мечту и вернуться в Крым с освобождением.

И вновь Перекоп

«Советский Крым - наш родной солнечный край - накануне освобождения. На Перекопском перешейке наши войска стремительным ударом опрокинули вражеские части, преодолели Турецкий вал и прорвались к Армянску. Пути отхода по суше для войск противника, расположенных в Крыму, отрезаны. Поспешно отступая под ударами наших войск, противник несёт огромные потери в живой силе и технике. Скоро Крым будет освобождён от немецких варваров!» Эти строки наша газета опубликовала 6 ноября 1943-го  в канун 26-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Правда, до долгожданного освобождения оставалось ещё чуть больше
5 месяцев.
Но тогда, 1 ноября 1943-го, «по знаменательному совпадению подготовка к освобождению Крыма от фашистов началась в дни годовщины Перекопской победы Фрунзе. В день, когда наши войска стремительным ударом прорвались к Перекопу, советские десантные отряды в шторм пересекли Керченский пролив и высадились в районе Керчи, положив начало созданию Керченского плацдарма». «Северо-восточнее города Керчь, - писал «Красный Крым» 12 ноября 1943-го, - наши войска, сломив сопротивление противника, овладели сильно укреплёнными опорными пунктами Оссовина, Маяк, Жуковка, Опасная, Крепость, Еникале, Баксы, Капканы, создав в этом районе плацдарм шириной по фронту 10 километров и в глубину
6 километров. Южнее города Керчь наши десантные части овладели сильно укреплённым опорным пунктом противника Эльтиген. В течение 7, 8, 9, 10 и 11 ноября наши войска вели успешные бои по расширению захваченных плацдармов на Керченском полуострове. Вперёд на полный разгром фашистских захватчиков!».
О многочисленных потерях, о том, что Турецкий вал несколько раз переходил из рук в руки, о том, сколько наших воинов погибло при форсировании Керченского пролива, переходе через Сиваш и строительстве моста через него,  писать было не принято - вой­на. Но зато, как писала газета в 1945-м, к первой годовщине второго штурма Перекопа: «неприступные» укрепления фашистов на перешейках были взломаны советскими войсками в апреле 1944-го в течение 34 часов. За 7 дней советские вой­ска прошли 250 километров от Сиваша до Севастополя. 250 дней длилась осада Севастополя немцами. Красной Армии понадобилось только 17 дней подготовки и 3 дня штурма, чтобы вернуть стране столицу черноморцев.  Почти четверть века легли между двумя великими битвами за Советский Крым. Второй Перекоп, как и первый, возвратил Крыму свободу, открыл ему путь к мирному труду и новому расцвету». Вот такие они, крымские битвы ноября, оборонительные и победные.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото автора.