Деньги, вернитесь! Мы вам всё простим!

9 Октябрь 2019 197
Неправильно сделанный перевод в банкомате тоже можно вернуть. Но не быстро.
Неправильно сделанный перевод в банкомате тоже можно вернуть. Но не быстро. Фото Александра КАДНИКОВА.

Типичная ситуация - перевод каких-либо средств не на ту банковскую карту. Если вы ошиблись в реквизитах и сделали перевод незнакомому человек, это не конец света. Тем более что бывают ситуации и наоборот, когда кто-то вас осчастливливает. Что делать в таких случаях?

Обогащаться будете?

Вернуть ошибочный перевод сложно, но можно. Самый простой способ - попытаться связаться с получателем, попросить вернуть переведённую сумму добровольно. Если он не согласится, вы можете подать на него в суд. По  Гражданскому кодексу ошибочное получение чужих денег считается необоснованным обогащением. Звучит зловеще, этой фразой можно и пугать человека, который решил присвоить себе необоснованно полученные деньги.
Если вы отправили деньги по номеру карты или счёта, свяжитесь с банком. Менеджер расскажет вам, какие правила возврата ошибочных платежей существуют. Они могут быть разными в каждом банке. Если вы указали несуществующие реквизиты, платёж вовсе не пройдёт, скорее всего, деньги автоматически вернутся вам на счёт. Если они всё же были отправлены, нужно будет прийти в банк и написать заявление о возврате платежа, сделанного по ошибке. Но важно понимать, что финансовая организация не обязана возвращать вам средства.
И тогда останется один путь - суд.
Этот вариант потребует времени и денег. Вам нужно будет предоставить убедительные доказательства того, что деньги были отправлены по ошибке. Например, номер карты адресата и того, кто получил средства, отличается всего одной цифрой. Или вы совершаете регулярный платёж каждый месяц и точно можете подтвердить это.
В свою очередь получатель денег должен будет представить доказательства, что имел право получить от вас эту сумму - например, за услуги. Если таких подтверждений не будет, а ваши аргументы окажутся убедительными, то суд обяжет вернуть вам деньги.
Если вам пришли чьи-то деньги, бегать и искать отправителя специально не нужно. Но если в течение нескольких дней с вами никто не связался, лучше попытаться самостоятельно найти «добрую фею». Иначе потом на вас подадут в суд, а это тоже нервотрёпка.
Но важно убедиться, что деньги действительно пришли на ваш счёт. Мошенники нередко рассылают сообщения якобы от имени банка о том, что вам пришёл перевод. А затем звонят и просят перечислить деньги обратно. Прежде чем предпринимать какие-то действия, через онлайн-банк или мобильный банк, удостоверьтесь, что ваш счёт действительно пополнен. Разумно обратиться в свой банк и попросить выписку по своему счёту либо платёжку, на основании которой пришли деньги. Так вы выясните, от кого и с какого счёта пришли деньги.

Вернуть украденное

Бывают и другие ситуации, когда вы ничего не покупали, не делали переводы, а с карты вдруг исчезли все деньги. Тогда велика вероятность, что информация по вашей карте попала мошенникам.
Тогда нужно сразу заблокировать карту, сообщить в банк по «горячей» линии о том, что у вас украли деньги. Возможно, придётся написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Сделать всё это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали.
Но учтите, что деньги вам могут вернуть, если вы не нарушили правила безопасности при использовании карты. Например, не сообщали мошенникам свои данные, не хранили ПИН-код вместе с картой, не писали код на самой карте, не позволяли никому делать ксерокопии или фотографировать вашу карту. Если банк докажет обратное, то не вернёт вам украденные деньги.
Также можно обратиться в полицию. Кража денег - это уголовное преступление. Возможно, ваш случай поможет поймать преступника, который давно промышляет чем-то подобным. Также банк проведёт служебное расследование. Если мошенники действовали на территории России, то по закону выяснять обстоятельства специалисты могут максимум 30 дней, если операция была международной - 60 дней.
Иногда банк может тянуть с возвратом средств. Если в договоре сроки не установлены, то учреждение обязано выполнять требования Гражданского кодекса. Статья 314 предписывает всем (в том числе банкам) выполнять свои обязательства «в разумный срок». Этот «разумный срок» можно понимать по-разному. Но в кодексе есть уточнение: обязательства должны быть выполнены в течение семи дней с момента, когда вы предъявите свои требования.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.