Дети матери и Родины

10 Август 2019 675
Такими в 1945-м наш корреспондент Леонид Яблонский увидел воспитанников первого Симферопольского детского дома, детей участников Великой Отечественной.
Такими в 1945-м наш корреспондент Леонид Яблонский увидел воспитанников первого Симферопольского детского дома, детей участников Великой Отечественной.

В наши дни рождаемость стимулируют денежными выплатами и всяческими льготами. В былые времена больших денег за новорождённых матерям не предлагали, длительных отпусков для ухода за малышами - тоже, а то, что в семье рождаются дети, причём много, считалось само собой разумеющимся.

И матери раньше никогда не старались, чтобы их сынок, к примеру, «откосил» от службы Родине - она ведь тоже Мать, общая. Примеров тому - множество на страницах «Красного Крыма», так до 1952-го называлась наша газета. Вот номер февраля 1945-го, капитан Арчил Твалиашвили, военный корреспондент газеты «Защитник Отечества» Отдельной Приморской армии, рассказал о нашей землячке из Новосёловского (Раздольненского) района Анастасии Семёновне Царегородцевой. «Десятерых детей вырастила и воспитала эта колхозница. Пятеро из детей Анастасии Семёновны находятся в рядах Красной Армии. Старший Михаил - военный шофёр, Анатолий - пехотинец, Николай - лейтенант, лётчик, Таисия - старшина медицинской службы. Она награждена медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа». Двадцатилетний Иван также на фронте. Дочери Анна и Мария работают в тылу. Первая - стахановка электростанции, вторая - связистка. Младшие Полина и Варя отлично учатся в школе. Нет только в семье 18-летней дочери Клавы: её немцы угнали в Германию на каторгу. Товарищ Царегородцева, несмотря на свои 60 лет, усердно трудится в колхозе». Интересно, как сложилась дальнейшая судьба этой женщины и её детей? Возможно, и теперь на полуострове живут потомки матери-героини Анастасии Царегородской? Откликнитесь, расскажите.
Подобных заметок в номерах газеты того времени - немало, есть и фотоснимки детей. Правда, лица у них немного грустные - многие, потеряв на войне родителей, воспитывались в детских домах. И там, пусть в играх, но старались приблизить Победу. «Артиллерийское наступление» - так назвал кадр наш фронтовой корреспондент Леонид Яблонский, запечатлевший ребят из первого Симферопольского детского дома за военной игрой. Кем они стали, мальчишки военного поколения?
Вот уже материалы из послевоенного «Красного Крыма» - о детях, матерях. Истосковавшиеся по любимым, советские женщины рожали новых граждан великой страны, потерявшей в жестокой войне миллионы своих сыновей и дочерей. «Увеличение рождаемости в Симферополе потребовало развития новых родильных коек, - писала в 1947 году газета. - В дополнение к родильному дому на 105 мест в городе, на Ноябрьском бульваре (ныне - бульвар Франко), в бывшем помещении ортопедической больницы открыта новая акушерско-гинекологическая больница. В больнице - родильное отделение на 40 коек, гинекологическое на столько же. Уже поступило 35 рожениц». Это сейчас газеты порой печатают истории о ненужных детях, о женщинах, рожающих мал мала меньше исключительно ради денег, и домах ребёнка, где отказникам пытаются найти семью. Тогда же женщин, отказывавшихся от новорождённых, были единицы. Да и подбрасывали младенцев всё же чаще к дверям роддомов или приютов, а не просто оставляли на улице - может быть, «сознательнее» мамаши были, не лишая малыша жизни, а отдавая на воспитание государству. И растило оно подброшенных, беспризорников, детдома тоже не пустовали, но родителей многих их воспитанников забрала война.
Ещё одно отличие этого и тех времён - количество детей в семье. Сейчас его стимулируют материально, предлагая материнский капитал за второго, льготы за третьего, а в те времена многодетных семей хватало. «В исполкоме Евпаторийского горсовета 70-летней Харитине Тихоновне Таран вручили орден «Мать-героиня». Семерых сыновей и трёх дочерей родила и воспитала она. Все сыновья воевали в качестве командиров - от сержанта до подполковника. Один - Иван Алексеевич - погиб». В газете - фотография женщины с малышом на руках - это самый младший, двадцать второй, внук Харитины Тихоновны - Вова Таран. Сейчас, возможно, этот мальчуган сам давно стал дедушкой. Как сложилась его судьба, живут ли теперь в Крыму потомки многодетной семьи Таран? Может быть, они прочитают эти строки и откликнутся, расскажут о себе. Вообще, раньше газета постоянно пуб­ликовала фамилии женщин, которых награждали орденом «Мать-героиня» - это звание утвердили 75 лет назад, 8 июля 1944 года. Десятки крымчанок его удостоены, часто газета под публикацию списка отводила почти треть полосы.
А вот в новогоднем номере 1965-го фотография молодых родителей с первенцем. «Светлый праздник пришёл в дом строителей Северо-Крымского канала Валентины и Анатолия Андреенко. К счастью трудовых побед, которые в минувшем году одержали строители трассы изобилия, в молодой семье прибавилось своё, самое радостное: у них родился сын Вова. Большого вам счастья, друзья!», - писал наш коррес­пондент Николай Бондаренко. Осталась ли в Крыму семья Андреенко после сдачи Северо-Крымского канала или отправилась к новым великим стройкам? Кем вырос малыш Вова, удивлённо смотрящий на мир с фотоснимка в новогоднем номере газеты? Если читаете «Крымскую правду», напишите нам, расскажите, как сложилась судьба героев публикации.

Валентина, Анатолий и Владимир Андреенко. Счастье молодой семьи в 1965-м сохранил для истории наш корреспондент Николай Бондаренко.

Наталья ПУПКОВА.