Сила столетней лозы

25 Июль 2019 681
Александра Митина на работе.
Александра Митина на работе.

Что имеем - не храним… Это про нас. Всякий раз пытаемся начать жизнь заново, с чистого листа, забывая, что и до нас жили люди, чьими трудами и открытиями пользуемся мы сегодня. В данном случае речь о крымском виноделии и крымских виноделах - тех, кто внёс наибольший вклад в развитие отрасли, чтобы солнечные крымские напитки были визитной карточкой полуострова.

Среди специалистов винных дел в наши дни незаслуженно редко упоминается Митина Александра Васильевна, а между тем с её именем связана целая эпоха промышленного виноделия советского периода. В какой-то мере Митину можно считать преемницей и продолжательницей дела купца Христофорова, торговавшего вином в канун Октябрьской революции и в годы Гражданской войны. Их роднит не только место производственной деятельности (винные подвалы около Куйбышевского рынка, когда-то выкупленные предприимчивым греком у военного ведомства), но и любовное, трепетное отношение к крымским винам, особенно к хересу. Георгий Христофоров впервые создал этот напиток за пределами Испании, а Александра Митина довела в 60-е годы прошлого века «Крымский херес» до уровня мировых стандартов.
 Оба они имели право сказать: «Херес - это кровь винодела». Кто брался за разгадку самобытного оригинального напитка тонкого «аристократичес­кого» сложения с изысканным букетом, тот предпочитал его всем другим винам, буквально поклоняясь особенным качествам хереса. Кому доводилось отведать его на дегустациях, слышали, что это янтарное вино оживляет ум, согревает кровь, возбуждает аппетит. Не зря херес называют королём аперитива. Но прежде же, чем дойти до настоящих «королевских» тайн, Александре Васильевне пришлось пройти непростые жизненные университеты.
 Мы вспоминаем не только об А. В. Митиной, а о чете Митиных - Александре Васильевне и Павле Семёновиче. Нынче их звёздный юбилейный год - 100-летие со дня рождения. Год, кстати, совпавший с вековым юбилеем кафедры виноделия Крымского сельскохозяйственного института, сейчас Академии биоресурсов и природопользования. Оба они - выпускники его агрономического факультета и воспитанники кафедры, подготовивших из них настоящих лидеров, организаторов производства. Почти сорок лет жизни отдала Александра Васильевна Симферопольском винзаводу №1, была его главным технологом, главным инженером и два десятка лет - бессменным директором. Павел Семёнович долгие годы возглавлял Симферопольский ликёро-водочный завод. Их студенческие годы прошли в учебно-опытном хозяйстве «Салгирка», которое сегодня симферопольцы знают как Ботанический сад КФУ. Они помогали обихаживать один из самых ярких парков Крыма с богатейшим розарием. Может, те розы и кружили головы молодым студентам...
Заглянем в современный музей Академии. Среди пожелтевших от времени фотографий обращает на себя внимание снимок выпускников 1941 года. Среди серьёзных лиц - фото белокурой Шурочки Халомеевой. Её Павлик учится на курс ниже и к выпуску ещё не подошёл.
А война на пороге. Ребята-однокурсники просят преподавателей: нам, мол, всё равно дорога на фронт, разрешите хоть девчонкам выпускные сдать... И сдавали, а кому-то пришлось доучиваться после Победы.
Шурочка была эвакуирована вместе с институтом в Азербайджан, и там молодому специалисту довелось принимать участие в сохранении лабораторного оборудования и бесценной библиотеки кафедр виноградарства и виноделия.
А потом возвращать всё это назад в Симферополь, готовить к новой работе. Вернулся домой и Павел. Кавалером Ордена Великой Отечественной вой­ны. …Без ноги, израненный, но любимый, родной, живой. Начались мирные годы, мирная жизнь.
Среди многочисленных раритетов музея обращает на себя внимание необычный экспонат. От пола до высокого потолка тянется седой мускулистый кряж, словно обожжённый солнцем и обвеянный всеми ветрами. Если бы не золотистая ягодная гроздь, прилепившаяся к сухому стволу, невозможно было бы опознать в нём виноградную лозу. Её подарил своему институту на столетие один из выпускников. Трудно сказать, был ли он одним из тех студентов, кто слушал лекции или посещал консультации директора винзавода Митиной. Но наверняка, как и все другие, пользовался её методическими пособиями, учебниками, авторефератами, журналами, которые она собрала в целую библиотеку на кафедре виноделия. Кафедра всегда считала этого опытного практика своим внештатным преподавателем. А ей было важно поделиться тем, что она переняла от своих учителей, корифеев отрасли. Среди них - основатель кафедры профессор М. Щербаков, профессора А. Преображенский, Н. Простосердов, П. Болгарев, руководители отрасли Г. Валуйко, Б. Липис. От них - к таким, как Митины, а от Митиных - к их ученикам и последователям тянется, как столетняя лоза, прочная нить образования и нескончаемого творчества в виноделии. Вслед за учителями Александра Митина повторяла своим ученикам завет князя Голицына: «Мы должны делать тонкие, гармоничные, самобытные русские вина. Виноделие - это будущее богатство России».
С этим она и пришла на Симферопольский винзавод. Его задачей было получать виноматериалы, обрабатывать их и выпускать в виде готовых вин. Но душа настоящего исследователя и учёного рвалась к марочным винам, созданию новых марок, изысканных напитков. Рядом с производственниками появились исследователи, на заводе поселилась наука. А на крымских полках радовали глаз покупателей доведённые до ума и прошедшие выдержку превосходные вина «Золотое поле», «Солнечная долина», «Аликанте», «Сильванер», «Портвейн». На праздничных столах заиграло «Искристое». Завод превратился в промышленную лабораторию, получил статус опытно-экспериментального. Рынком сбыта крымских вин становилась вся страна.
За 30 лет под руководством А. В. Митиной было налажено мощное винпроизводство, подкреплённое солидной научно-исследовательской деятельностью и новейшим оборудованием. В 15 раз вырос объём выпускаемой винодельческой продукции, был оборудован коньячный участок. Особую славу предприятию приносило разрастающееся хересное производство. Собственно первые опыты с хересами начались сразу после войны, но пробная партия - 32 бочки - была мизерной. Хотя и те опыты показали, что в Крыму можно производить столовый херес из собственных виноматериалов. Освоение новых технологий, налаживание связей с институтом «Магарач», виноделами Москвы, Киева, Краснодара помогали расшифровывать все загадки, решать научные проблемы. В результате на симферопольском заводе было создано ещё три марки столовых полусладких вин и две новые марки вина «Херес».
Без отрыва от производства три главных специалиста во главе с А. В. Митиной защитили кандидатские диссертации. Государственным и общественным признанием заслуг крымских виноделов стало присвоение директору высшей государственной награды - Ордена Ленина, Золотой юбилейной медали, многих наград «Выставки достижений народного хозяйства».
Завод работал в две смены, и даже в праздничные дни остановиться было невозможно ни на час. Так продолжалось до начала 80-х, когда на предприятии разливали около двух миллионов декалитров вин и крепких напитков. Можно было радоваться завоёванным победам, но грянул 1985-й. Указ о борьбе с пьянством. Каково же было наблюдать бывшему руководителю, как рушится дело её рук. За год объём производства уменьшился в десять раз, а следующий год закончился с убытком. Александра Васильевна, хорошо знавшая историю крымского виноделия, помнила, как в 20-е годы по симферопольским улицам из подвалов Христофорова текли красные реки, но представить не могла, что в конце века снова начнут бороться с ни в чём неповинными напитками, перепрофилируя предприятие под производство безалкогольной продукции. А как развивать на полуострове крымское вино, потчевать гостей, лечить людей с ослабленным здоровьем?
 Можно бы сказать, вы, дорогая Александра Васильевна, свой вклад внесли. Теперь не ваше дело, не ваши заботы. Но вот заглянем в её записи, сделанные в дни, когда Митина отмечала 80-летие. Она пишет: «Мне было очень приятно получить тёплые поздравления от высоких руководителей и моих коллег - любимых виноделов. Эх, сбросить бы с плеч лет этак 20, чтобы сделать что-то весомое для разрешения возникших за последние годы серьёзных проблем в нашем виноделии. Но в мои годы уже многого не сделаешь...».
А проблем действительно немало. За последнее время мы и бормотухи попили, и порошковых напитков попробовали, и вырубленным виноградникам не удивляемся. Так называемые нынешние «виноделы» разбрелись по отдельным квартирам, разделились по мини-заводикам, забыли наставление Голицына, что надо создавать свои новые марки вин, а не подражать заграничным. Кто в наши дни, как предшественники, жизнь готов положить на служение крымскому виноделию? У них стоит молодым учиться опыту и самоотверженной любви к своему делу. Известно, что когда рождается херес, в неполные бочки доливают молодое вино. Пусть же старые добрые традиции также дополнятся новыми технологиями и новым взглядом на отрасль.

Галина МИХАЙЛЕНКО,
заслуженный журналист Украины.