Галина Леонтьева: Фильм раскрывается, как хорошие духи

1 Июнь 2019 573

В творчестве известного российского кинодокументалиста есть и крымская страница. На кинофестивале «Человек, познающий мир» картина Галины Леонтьевой «Маринин хоровод» получила приз как лучший документальный фильм. Её полнометражная лента «Искусственное дыхание» отмечена первой премией на IV Севастопольском международном кинофестивале «Святой Владимир» и дипломом жюри прописавшегося в Севастополе Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» - «За высокие художественные достоинства авторских приёмов в документальном кино». В прошлом году она возглавляла жюри I Крымского открытого кинофестиваля «КрымДок». А в этом году её картина «Искусственное дыхание» признана лучшей документальной лентой на этом форуме.

- Галина, как вы думаете, чем обусловлен успех картины «Искусственное дыхание», в которой рассказываете не о какой-то знаменитости, а о рядовом враче из глубинки?
- Правильно выбранным героем, считаю. Тема, как вы сказали, «рядового» человека не раскрыта в документальном кино. А интерес к тем, кто честно и самоотверженно выполняет своё дело там, куда забросила судьба, есть. Это тема настоящего человека, если хотите. Задумка снять врача была давно. Но не известного, сделавшего какое-то открытие, прославившегося уникальной операцией. В то же время такого, о котором нельзя сказать «обычный». Который на первый взгляд - как все, но это неординарно мыслящий, творческий человек. Я всегда ищу людей неравнодушных. К жизни.
К делу. Нашла такого в Вологде. Врача-реаниматолога санитарной авиации Сергея Дьякова.
- Не было такого: выбрали героя, а потом нашли другого на его место?
- Случалось. В картине «Закон Бернулли» собиралась снимать лётчика-испытателя, директора Сибирского научно-исследовательского института авиации Владимира Барсука.
А он вдруг предложил вместо себя главного конструктора Григория Анохина. И я увидела героя, о котором только мечтать можно. Мы сразу нашли общий язык, он прекрасно понимал, что такое кино, что от него требуется. С ним было интересно работать. В институте картину восприняли как художественную.
- А в чём заслуги Григория Анохина и его коллег?
- Под его руководством молодые сибирские учёные организовали конструкторское бюро для возрождения оте­чественного малого самолётостроения. На собственных разработках, не имеющих аналогов в мире, они создали и испытали принципиально новую модель самолётов АН-2.
- Почему вы выбрали документальное, а не более популярное художественное кино?
- Грань между одним и другим - условная. Сейчас принято делить на документальное и игровое кино. Потому что есть документальные фильмы, которые наполнены художественностью, в них есть смысл и подтекст помимо того, что легко считывается. И, конечно, киноязык. В кинопроизведении должно быть несколько слоёв. Как в хороших духах. Фильм, как духи, раскрывается постепенно. Мои картины последних лет - на грани игрового и документального кино. Люди в них не рассказывают - проживают часть своей жизни. И зрители проживают эти минуты вместе с героями. Сопереживают, видят мир их глазами.
- Какие-то фильмы выделяете среди довольно большого количество снятых?
- Это трудно сделать: они все разные. Не могу сказать, что создала нечто гениальное. Но мне нравятся мои фильмы. Особенно последние, в которых начала экспериментировать в поисках своего киноязыка.
У меня и в дипломной работе, снятой ещё на плёнку, в картине «Уроки», которая получила призы во Франции и в Швеции, он уже есть. Она проще, но основополагающее - чувственные, эмоциональные моменты присутствуют. Если нет эмоции, никакими животрепещущими темами на злобу дня не выехать. Это будет тележурналистика, а не кино.
- Но ведь главное в неигровом кино - документ?
- Безусловно! Это документы времени, эпохи. Хочу, чтобы по ним последующие поколения судили о нас. А не по тому, что говорят о нас сейчас на Западе, где создаётся нелицеприятный, необъективный образ России. Самое отвратительное, что некоторые наши режиссёры делают то же самое, и советуют молодёжи снимать фильмы о негативных сторонах жизни, которые, кстати, есть не только у нас. Молодым говорят: «Снимайте это - и будете там востребованы». А говорить надо о гражданской ответственности, о собственной позиции, об отстаивании её. Ты попробуй сделать об обычном человеке такую картину, которая будет востребована, интересна у нас и на Западе.
- Какие конкретные задачи стоят сейчас перед Ассоциацией документального кино Союза кинематографистов России, которую вы возглавляете?
- Отстаивать интересы кинодокументалистики. Одна из главных проблем - нет контроля на выходе картин, которые снимаются на бюджетные деньги. Главная задача Минкульта - чтобы все фильмы, которые финансируются государством, были показаны по телевидению. Не надо нам рассказывать, что канал не хочет этого делать. Есть каналы, получающие госдотации: РТР, НТВ, «Культура», «Звезда». Этого вполне достаточно, чтобы удовлетворять зрительский интерес к документальному кино, который с каждым годом растёт. И показывать не за полночь, как это изредка делается. Нам твердят: нет в стране героя, нет нравственного ориентира для молодёжи. А откуда ему взяться? Из американских блокбастеров, которыми наводнены кино- и телеэкраны? Покажите подросткам фильм «Закон Бернулли», в котором самый что ни на есть герой нашего времени. Пример для восхищения и подражания. На Челябинском кинофестивале «Человек труда» картина получила Гран-при.
А выбирало лучшую работу из документальных и игровых картин жюри из режиссёров игровых картин. Говорю об этом не для того, чтобы похвастаться. А чтобы ещё раз подчеркнуть, насколько важно Минкульту отслеживать рейтинг документальных фильмов и включать их в телевизионную программу. Без всяких оговорок: формат, не формат. Формат - если это профессиональная работа, трогающая душу. Микульт обязан выделить нишу для документального кино. А вместо этого от создателей фильмов требуют отчет: где вы показали фильм, на каких каналах? А как это могут сделать маленькие студии? Большие все уничтожены. Как тут не сделать вывод: Минкульту невыгодно, чтобы на экране были люди-творцы, созидатели.
- Что делает в этом направлении Союз кинематографистов?
- Принято постановление пленума, в котором прописан регламент работы экспертной комиссии по отбору фильмов на госдотации. В этой комиссии люди разных взглядов, но все профессионалы. У них должно быть право решающего голоса, а не совещательного, как сейчас. В первых строках регламента прописали, что госфинансирование должны получать только имеющие профильное образование режиссёры.
У нас может получить деньги на картину человек, окончивший рыбный техникум. Что из этого получается, мы знаем. Никто не исключает появление самородка. Чувствуешь в себе дар - снимай, экспериментируй за свои деньги. А когда докажешь своими победами на кинофестивалях состоятельность, когда профессиональное сообщество тебя признает, получишь право на деньги налогоплательщиков. Талант должен быть подкреплён знаниями, навыками, умением. Мы не можем запустить дебютные фильмы выпускников ВГИКа, а ловкие и оборотистые люди получают госфинансирование. Парадокс нашего времени. Задача - донести лучшую российскую кинодокументалистику на экраны как нужную зрителям и востребованную.

Досье

Режиссёр, сценарист, президент Ассоциации документального кино, член правления Союза кинематографистов России Галина Леонтьева с отличием окончила режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии
им. С. А. Герасимова. Все её картины отмечены призами и дипломами на престижных отечественных и международных кинофестивалях. Награждена почётной грамотой Министерства культуры РФ «За большой вклад в развитие отечественной кинематографии, многолетнюю плодотворную работу».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.