«Словно война по селу прошла»

24 Май 2019 1384
Всё, что осталось от непостроенной школы в Михайловке.
Всё, что осталось от непостроенной школы в Михайловке.

Нижнегорский район известен не только своими хозяйствами. Когда-то в одно из его сёл приезжала с концертом София Ротару. Валентин Черфас, председатель колхоза им. Крупской, подарил ей часы. Он пытался уравнять город и село. К сожалению, погиб в автокатастрофе. Глядя на село, думаешь: хорошо, что он не видит его сейчас.

Без слёз не взглянешь

Мы побывали почти во всех районах полуострова, осталось только увидеть сёла Симферопольского района. Каждый раз ищем что-то хорошее, надеемся увидеть признаки возрождения. И не находим. Но то, что мы испытали в селе Михайловка Нижнегорского района… Такой обиды за разрушенное крымское село, за могучие хозяйства не ощущали нигде.
Сначала о хорошем. О прошлом. Когда-то село Михайловка Нижнегорского района было известно на весь Советский Союз. Колхоз им. Крупской входил в десятку крупнейших во всём СССР. У него была замкнутая система производства и мощная техническая база.
В крупнейших городах страны были собственные магазины колхоза. В период СССР в селе появились больница, Дом культуры, музей с картинной галереей, стадион, конно-спортивная школа с гостиницей и клубом, три детских сада, школа. Управлял хозяйством с середины 60-х до середины 80-х Герой Соцтруда Валентин Черфас. Его здесь помнят до сих пор. И верят, что если бы не погиб в автокатастрофе, возможно, удалось бы сохранить хоть часть былого величия.
- О… при СССР тут был рай земной! Сходите в музей в нашей школе, посмотрите, какие у нас были проспекты! - вспоминает Татьяна Алексеевна, жительница села Михайловка. - Проспект был усажен розами, фонари и скамейки стояли, работала музыкальная школа, аттракционы были с колесом обозрения, бассейн, стадион. У нас была не только София Ротару, но и Валерий Леонтьев приезжал.
А какие у нас были виноградники, какие сады… Весь Советский Союз знал о нас. Лет десять всё разрушали, восстановить теперь невозможно. Душа болит до сих пор, но стараемся хотя бы наши дворы в порядок приводить, подъезды.
Мы не видели село до развала СССР. Не знаем, каким оно было раньше, но то, какое оно сейчас… Много разваливающихся зданий. В одном из них, в бывшей музыкальной школе, сохранилась красивейшая роспись на стенах. Многоэтажное здание конторы колхоза стоит как памятник бесхозяйственности и жадности. Как укор тем, кто уничтожал сельское хозяйство в Крыму в 90-е. Остов начальной школы - лучшие декорации для съёмок постапокалиптического фильма. И при этом у одного из домов целая лужайка из ландышей. Как будто символ того, что всё ещё можно восстановить, ещё может быть тут красиво…
- Хоть бы дворы убрали люди, - добавляет Татьяна Алексеевна. - От нас самих многое зависит. Траву убрать можно своими руками. Но не все это понимают. Вы ещё напишите, пожалуйста, что у нас делали воду, а к домам не подвели. Уже полтора года новые трубы лежат закопанные. Деньги заплатили, а мы пользуемся старым водопроводом.
Мы заходим в одно из зданий. Идём на звук детских голосов. Неожиданно встречаем школьников, которые отдыхают после репетиции. Руководитель  хореографического коллектива «Восторг» Юлия Владимировна рассказывает.
- Вы видели руины школы, она должна была стать самой классной в Крыму, с бассейном и не только, - говорит Юлия Владимировна. - Музыкальная школа у нас была одной из сильнейших. Сейчас работы мало, но потихоньку живём. На энтузиазме работает наш коллектив, дети занимаются. Ждём ремонт в здании и не унываем.
Мы расспрашиваем детей, сидящих в тёмном зале. В селе готовы остаться только двое. Остальные хотят уехать. И их можно понять, они родились при разрухе, видели только её. Они не знают, что такое греметь славой на весь Советский Союз. Не нужно изучать статистику. Больше 20 детей на стульях, двое хотят остаться в Михайловке, и то не могут объяснить, почему. Это наглядный пример того, что ждёт крымские сёла.

Тяжело, но счастливо жили

В другой части Нижнегорского района, ближе к Сивашу, есть село Любимовка. Появилось оно в 1907 году. Помещик Илья Меркулов скупил земли на побережье Сиваша, и крестьяне начали строить дома. В 1930 году в период массовой коллективизации начали организовываться колхозы. Одному из них дали название «Вторая пятилетка». Наследники первых колхозников того времени до сих пор живут в селе Любимовка.
В феврале 1958 года несколько хозяйств объединились, новому колхозу было присвоено имя Сталина. Центральной усадьбой стало село Любимовка. Примерно с середины 60-х здесь начали активно заниматься рисом. И не только им.
- У нас было всё! Роддом, почта хорошая, детский садик, школа через дорогу от роддома, - говорит одна из местных жительниц.
Потом всё, как и везде: быстрый развал того, что создавалось десятилетиями. Село тоже начало увядать. Но не всё. На въезде в Любимовку стоит необычный дом по адресу: улица Сумская, 3. В нём живёт Елена Саламатина. Она своими руками при помощи родных создала красивые круглые клумбы, маленькую детскую площадку, даже гнездо для аиста. И что самое удивительное - птичья семья там и живёт.
- Мой сыночек положил колесо, а они сами уже всё сделали, - рассказывает Елена. - Человек должен любить свой дом. Если бы меня заставили другое место облагородить, я бы, может, и отказалась. А это для себя, как можно иначе? Муж работает, а я занимаюсь огородом, корову скоро доить пойду, давайте я вас лучше отведу в гости к соседке.
Пока мы идём в гости к пенсионерке, которая родилась в селе, Елена рассказывает о проблемах. Селянам обещали ФАП, детскую площадку, водопровод. Ничего не сделано.
Доходим до бабы Кати, фамилию просит не писать. Она родилась в Любимовке в 1949 году.
- Была одна улица всего, Сумская, она появилась только к 60-м годам, приехали к нам переселенцы, - рассказывает баба Катя. - Многие сейчас повымирали… Колхоз Сталина у нас был, а я в него с 13 лет пошла коров доить. Ты представь только, чтобы в 13 лет и коров…
А выхода не было, отец ушёл от нас через пять домов, мы росли на глазах у его новой семьи. Как мать моя это выдержала… Она никогда не ругалась, не скандалила. Да и люди были дружнее. Мы все приходили хаты друг другу мазать, в Джанкой ездили на конях скупляться, как праздник был. Было наше село Азовского района, потом Джанкойского, а после уже Нижнегорского. А сейчас что? Мы не привыкли, чтобы заборы, чтобы в хату не войти.
Рассказывает баба Катя, как ребёнком картошку собирала за трактором, как ели только солёные огурцы по утрам, из бочки хватали и бежали в школу. Но добавляет, что хорошо было, потому что народ был дружный, верил в хорошее. Земляные орехи ели, но выжили. Может быть, потому, что знали - обязательно будет лучше.
- Моя сестра работала на комбайне, - вздыхает баба Катя. - А я работала, работала, а пенсия у меня… 8500 давали, а теперь хоть почти 10000, но всё равно деньги небольшие. Держу курочек, стараюсь что-то в огороде посадить, чтобы хоть огурчики были. Да и корову раньше с сестрой держали, копеечка была всегда, когда молоко сдавали. А теперь держать не буду, сестры нет… Но знаешь, сейчас всё равно легче жить, чем при Украине! Вот больше себе позволить можно! Как сяду на лавку, гляну, а там везут и лес, и шифер, и материалы разные. А раньше кто куда вёз? Только разваливали.
Баба Катя сидит в своём огороде, с сожалением смотрит по сторонам. Кажется, всё бы сделала, но ноги едва ходят. Она словно живое олицетворение прошлого. Вот остовы зданий, старая техника, благодатная крымская земля. Засей, восстанови, построй новое, а не получается… Ничего не получается.
Нам часто звонят читатели и просят - не оставляйте сёла, пишите ещё, добивайтесь ответов от тех, кто виновен в появлении руин колхозов и сов­хозов. Мы обязательно найдём возможность поговорить с этими людьми, послушать их. Как они видят ситуацию, что нужно сделать для восстановления сёл, как дать жителям надежду на то, что ещё не всё потеряно. Ведь главное - верить. Не может труд наших предков, их пот, который впитала крымская земля, пропасть даром. Не имеем мы права разрушить до основания то, что нам оставили. Не можем предать  крымскую землю, которая веками кормила нас.

Невероятной красоты двор в Любимовке. Живой пример того, что всегда нужно начинать с себя, а потом уже требовать благ у чиновников.


Фото автора.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.