Письма в "Крымскую правду"

15 Май 2019 775

Симферопольский созидатель

Он бодр и подтянут, искренен и оптимистичен - мальчишка военной поры, человек,  много делающий для нашего Симферополя. Николаю Николаевичу Смирнову всего лишь 85, а стаж работы - 72 года.
Он родился в деревне Исаковка Костромской области - у Николая Сидоровича и Анны Николаевны Смирновых подрастали четверо сыновей. Детство выпало на военное время. К счастью, не бомбили, не стояли фашисты в селе, но легче от этого не было. Постоянная тревога за отца, сражавшегося на фронте, за маму, трудившуюся в колхозе и ходившую по деревням, чтобы хоть какие-то вещи выменять на продукты, покормить детвору. В школу ходили за 4 километра через лес, но учился паренёк охотно, запомнив на всю жизнь совет учительницы Варвары Яковлевны: «Только учись, это твоё!». Он учился и работал в колхозе, порою самому приходилось в плуг впрягаться; возил молоко на молокозавод в соседнее село за 8 километров всё по тому же лесу. Бояться - нельзя, работать надо, да и взрослели дети на войне раньше.
1945-й принёс радость Победы и встречу с отцом - вернулся Николай Сидорович, хоть и тяжелораненый - до последнего осколок в голове носил. А вот следующий год принёс боль - не стало мамы, Анну Николаевну забрал туберкулёз. Нелегко пришлось Николаю Николаевичу, но он смог вынести всё - продолжил учиться: сначала в ремесленном, потом в школе рабочей молодёжи, окончив с отличием. Работал слесарем на военном заводе в Рыбинске, служил в армии.
Благодаря службе и попал впервые в Крым, в Симферополь. Отслужив, уехал обратно в Рыбинск, но Симферополь, по улицам которого довелось ходить в увольнениях, завоевал сердце. «Навсегда», - признаётся Николай Николаевич. Начинал работать на заводе стройматериалов, потом окончил Ордена Трудового Красного Знамени Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева и вновь вернулся в Симферополь - созидать. Тем более, здесь, на танцах, уже и любовь встретил - с Альбиной Матвеевной вырастили дочерей Ольгу и Надежду, сына Вадима, внуки, правнуки - род продолжается.
Живёт и его Симферополь. Город, в котором он много лет строил, в котором почти полтора десятилетия служил первым заместителем председателя Симферопольского горисполкома, позже замгенерального директора «Симкоммунсервис». Не работал, именно служил, так, как умеют настоящие созидатели, настоящие комсомольцы - он стал членом организации 71 год назад и не изменяет заветам, принципам, дружбе. Благодаря Николаю Николаевичу наш город в 1984-м стал лучшим в Советском Союзе, победив в соревновании по благоустройству и озеленению. Отличный подарок к 200-летию города. Кстати, именно нашему герою доверили право выносить тогда на торжественном собрании знамя города, после чего прикрепили орден Трудового Красного Знамени. Стараниям Николая Смирнова появились у нас многие памятники, в том числе одному из основателей города Александру Суворову и поэту Александру Пушкину, воспевшему брега нашего Салгира. Сотни зданий и промышленных объектов заработали, зелёные зоны появились, открылись десятки подземных переходов и транспортные развязки через железную дорогу между Евпаторийским и Московским шоссе. И Вечный огонь в парке имени Гагарина, и благоустроенное братское кладбище русских воинов на Петровских высотах, и красивая городская набережная. Кстати, под первым и последним камнем Николай Смирнов положил юбилейные рубли 1974 и 1984 годов - начало и окончание строительства. Перечислять можно долго - недаром наш герой стал почётным гражданином Симферополя, города, приехав в который однажды, влюбился навсегда. А ещё он - почётный гражданин венгерского Кечкемета, нашего городского побратима. Многое сделал, чтобы дружили наши города.
Впрочем, Николай Николаевич о своём вкладе в развитие и благополучие крымской столицы говорить не любит: «Это мы всё вместе делали - все жители полуострова работали на благо Симферополя». Вот такой наш герой - скромный и очень добрый, светлый, всегда готовый помочь, посоветовать, поддержать. А ещё он очень дорожит заслуженной по праву медалью «За защиту Крыма» - всё, что мог, делал, дабы приблизить возвращение полуострова в Россию. Настоящий человек, симферопольский созидатель и давний друг нашей газеты. «Крымская правда» поздравляет Николая Николаевича с юбилеем! Многие вам лета!

Почему родное не ценим?

Читатели «Крымской правды» чутко реагируют на происходящее в мире - спорят, не соглашаются, осуждают. В конце минувшего месяца большую дискуссию вызвала ситуация, связанная со знаменитым парижским Нотр-Дамом. Нет, пожар, случившийся там 15 апреля, вызвал, конечно, нормальные чувства: сострадания, жалости - всё-таки шедевр мировой культуры. Негодование пробудил призыв некоторых чиновников от культуры и состоятельных людей страны: объявить всенародный сбор средств на восстановление национального достояния Франции.
«Я всё понимаю, - пишет Вадим из Евпатории, - для мировой культуры это трагедия, и даже готов сдать деньги на восстановление, но почему к этому призывают чиновники нашего правительства? Им больше заниматься нечем? Сколько у нас старинных храмов деревянных пострадало от пожаров, сколько музеев в стране приходят в упадок без финансирования и внимания власти. Об этом не надо заботиться? Или о людях, ветеранах войны, победителях, которым всей страной по акции «Красная гвоздика» деньги копим на медицинское оборудование в госпитали, о детях, которым деньги на лечение собираются? О них не надо думать чиновникам и состоятельным людям? Почему родное мы никогда не ценим? В былые годы меценаты, прежде всего, о своей земле, людях думали, для собственного Отечества созидали, а теперь наше - ничего не значит. Нам бы о мировых ценностях думать, в очередной раз прогибаться, а наше - перебьётся. Неправильно это - не должны чиновники и миллиардеры, чьи доходы несоизмеримы с народными, призывать обычных людей собирать деньги на чужое добро. Франция ведь и сама не бедная - намного богаче России».
Керчанку Варвару Кузьминичну тоже возмущает призыв чиновников, особенно в свете того, как Европа относится к России и Крыму. «Храм жалко - нет слов. Но вот призыв этот?! Мы для европейцев ныне - быдло, ватники. Они забыли, кто 74 года назад спас их от фашизма. Они уничтожают, оскверняют памятники нашим солдатам-освободителям, как в канун Дня Победы в Вене. Они и их друзья с запада уже обнаружили «русский след» в той небрежности рабочих, приведшей к возгоранию в храме.
А мы вновь должны им помогать - за счёт своих людей. Может, хватит уже? Сколько в советское время кормили весь мир - самолётами помощь отправляли. Сколько наших людей погибло, защищая, освобождая весь мир. Нет, нам благодарности, конечно, не нужны, но хоть уважать бы за это могли, ценить помощь. Да, мы, русские, не только по национальности, а по духу, люди искренние, всегда готовые протянуть руку другим, последнее отдать. Только нам вот помогать никогда никто не спешит. Поэтому мне кажется кощунственным призыв наших чинуш собрать простым людям деньги на очередную помощь Европе. Всё равно ведь не оценят, вновь в душу плюнут. А если уж миллиардерам нашим деньги девать некуда, могли бы вложить их в собственную страну, о земляках позаботиться, о памяти, в конце концов, - свои храмы возрождать, памятники строить. К примеру, знаю, что много лет в нашей стране энтузиасты вынашивают идею создания памятников детям, погибшим во всех войнах, и всем пропавшим без вести. Проекты есть, а вот денег… Знаете, внук нашёл мне в интернете одно стихотворение Леонида Корнилова - в тему. Хочу, чтобы вы его опубликовали в газете: «Пока пылает Нотр-Дам,/Я русской правде послужу,/ И не один разбитый храм/ Вам на Донбассе покажу,/ Пока пылает Нотр-Дам/ Костром беспомощных икон,/ Пожалуй, я напомню вам,/ Что сжёг Москву Наполеон./ Европа, ты открой глаза:/ Сама собой приходит месть./ Твои сгорели образа,/ И почернело всё, что есть./
Я не злорадствую, пойми,/ Но есть, кому в аду гореть./И были русские людьми -/ Людьми останутся и впредь./ И вспомни вечный русский танк./ И в тучах огненной трухи,/ Как Нотр-Дам, горел Рейхстаг/ За европейские грехи./
И говорю я не со зла:/ За две войны в моей стране,/ Европа, то, что ты сожгла,/ Тебе аукнется в огне./ И вот пылает Нотр-Дам,/ Роняя купол, как Рейхстаг./ Я не к тому, что «аз воздам»,/ Но как-то так, но как-то так». Наверное, это и есть ответ».
Артём Дмитриевич из Симферополя предлагает землякам задуматься о памяти. «Очень рад, что появилась у нас народная акция «Бессмертный полк». С удовольствием прошёл в строю с портретами родителей - фронтовиков. Только, знаете, встревожило меня то, что в ряду, в котором шёл, да и в соседних, с цветами к Вечному огню пришёл лишь я. Человек тридцать и только один букет к Могиле Неизвестного Солдата. Это неправильно, люди! Победители, чьи портреты мы несём, никогда бы так не поступили. Они нашли бы возможность принести хоть листочек, травинку на могилу погибшего солдата. Мама, работавшая в госпитале, рассказывала мне, как обязательно еженедельно приносили они веточки на братскую могилу тех, кого, увы, не смогли спасти. «Как иначе, они ведь наши герои, их помнить надо, пусть хоть веточки пока у них на могиле будут вместо цветов», - говорила она. Но теперь, видимо, иные времена. Возмутил ответ девушки, шедшей рядом с портретом фронтовика, когда спросил у неё, почему не принесла цветы Неизвестному солдату. «А я его не знаю, он мне никто. Почему должна деньги на цветы ему тратить. Я сюда пришла, чтобы портрет прадеда пронести». Да, к сожалению, мы не знаем имени этого неизвестного солдата, и он нас не знал, просто погиб за то, чтобы мы жили. И прадед той девушки за это же воевал. Уверен, что, приди он сам к Вечному огню, обязательно бы принёс цветы этому солдату. Наши родители, деды, прадеды, наши победители были лучше нас, честнее и порядочнее, не деля на своих и чужих, не экономя на памяти. Неужели так, как эта девушка, думают многие крымчане? К сожалению, судя по количеству цветов у Вечного огня 9 мая, это похоже на правду».

Искренняя признательность сотрудникам Симферопольского управления  труда и социальной защиты населения и его руководителю Диане Фератовой за своевременное решение моего вопроса по льготам.

А. Л.
Симферополь.

* * *

Благодарна водителю троллейбуса №2827 маршрута №16, подарившему нам замечательное настроение в светлую дату Великой Победы. Он празднично оформил свою машину, включил для пассажиров песни военных лет. Скромный молодой человек даже не назвал  фамилию, но я узнала в троллейбусном управлении - Сергей Стариков. Огромное спасибо вам за память, за внимание к пассажирам, поклон родителям, воспитавшим патриота. Вы - достойный наследник Победы.

О. ВИКТОРЕНКО,
дитя войны.
Симферополь.

Вернёмся к истокам?

Понимаю, что, наверное, многие меня осудят: мол, у нас иных забот в Крыму хватает, чтобы переименованиями заниматься. Но о нём и не говорю, можно ведь просто напомнить на табличках, как раньше красиво и уникально назывались наши улицы, населённые пункты. Вот симферопольские имена улиц - Петропавловская, Потёмкинская, Воронцовская, Мильгаузенская, Тарановская, Лазаревская, Фонтанная - старинные, величественные. Потом - переименования, отречение от истории города. Ведь названия были в честь известных людей, много сделавших для Симферополя, или в честь каких-то наших уникальных объектов - Фонтанная, к примеру, в честь Львиного фонтана, поившего город. Может быть, пора вспомнить историю? Не переименовывать уже существующие - это большие расходы, я понимаю, и для города, и для жителей, предпринимателей с этих улиц. Но можно же заказать несколько табличек с указанием нынешнего и исторического названия улиц, установить их хотя бы в начале, в середине и в конце улицы. Как сделали на улице Екатерининской (Карла Маркса). Чтобы и горожане знали историю, возвращались к истокам, и туристам было интересно. Неплохо было бы и немного рассказать на табличках, в честь чего или кого раньше называли улицы.
А ещё так же можно поступить и с сёлами полуострова, у которых больше 70 лет назад были уникальные национальные названия, ведь Крым - многонациональный. Когда представителей многих национальностей в конце сороковых прошлого века выселили с полуострова, поменяли и названия, уничтожив крымский колорит. Мои предки, крымские немцы и татары, жили в сёлах Гернданк (ныне часть Ястребкового в Сакском районе) и в Коккозы (Соколиное в Бахчисарайском). Гернданк в переводе: герн - с удовольствием; данк - благодарность. Коккозы - голубая вода. Красивые названия. Нет, современные тоже хорошие, но сколько по стране Ястребковых и Соколиных, а наши были уникальные. Думаю, Крым бы выиграл, вспомнив старинные названия.

Юлия КРАМОВА.
Симферопольский район.

Наш любимый дядя Петя

Хочу на страницах «Крымской правды» рассказать о нашем родном человеке, симферопольском ветеране труда, участнике боевых действий Петре Ивановиче Тарасенко. Он родился в многодетной семье в 1930 году. Когда мальчику исполнилось шесть лет, погибла их добрая мама, спасая пятерых ребятишек от наводнения. Заботу о детях на себя взяла очень хорошая женщина, на которой отец женился во второй раз. Всю себя посвятила детям, тем более, что отец их погиб на фронте, защищая Севастополь. Нашему дяде, когда началась Великая Отечественная, исполнилось 11 лет. Он помогал перегонять стада на Дон из Аскания Нова, но, увы, не удалось - враги наступали, пришлось повернуть обратно, многие животные погибли. В село вошли фашисты. Старших братьев угнали на работу в Германию, а Пётр, как мог, помогал маме и сёстрам выживать. Когда пришли наши, помогал солдатам - таскал снаряды, ходил в разведку - за это и получил статус участника боевых действий.
После войны Пётр Иванович с сёстрами перебрался в Солнечногорское, работал в колхозе - пас овец, ухаживал за лошадьми. На срочную службу призвали на флот, на подводную лодку «Щука». Потом дядя помог перебраться в Симферополь, где устроился на завод сельскохозяйственного машиностроения. Токарем проработал 44 года, ударник, ветеран труда. С любимой женой прожили 66 лет - в мире и согласии. К сожалению, два их малыша трагически погибли в детстве. Но не сломился Пётр Иванович, нашёл в себе силы жить, созидать для людей. Сам построил дом, собирая строительный материал. Добрый, отзывчивый человек, всегда рад прийти на помощь. Четыре года назад он остался один - жены не стало, но дядя, по-прежнему, хранит память о родных и готов делать добрые дела. Всегда весёлый, искренний, охотно рассказывает о прошлом, знает много стихов и песен, всегда чисто выбрит, аккуратен, всё делает сам, закаляется, обливаясь холодной водой. Мы гордимся нашим дядей Петей, он для нас - образец того, как надо жить. Спасибо, дорогой наш человек, пусть всегда хранит тебя судьба.

Виктор АНДРИАНОВ.
Евпатория.

 

Наталья ПУПКОВА.