Евгений Воскресенский: Путёвку в профессию мне дал Гоголь

30 Март 2019 833

Непосредственное знакомство крымчан с артистом «вживую», не на теле- и киноэкране, состоялось на Керченском международном фестивале античного искусства два года назад. Моноспектакль «Гоголь против Гоголя» произвёл такое впечатление, что многочисленные зрители захотели увидеть и другие его работы из музыкально-литературного цикла «Вечера с Гоголем». Евгений откликнулся на приглашение, приехал на этот раз с моноспектаклем «Гоголь. Завещание».

- Евгений, все привыкли воспринимать вас как актёра с ярким комедийным дарованием. Ваш педагог Александр Ширвиндт заявил: «У нас появился свой Луи де Фюнес». А режиссёр Игорь Масленников сказал: «Евгений - наш новый Вицын».
И вдруг - нешуточный Гоголь. Этот писатель - ваше пристрастие?

- Можно и так сказать.
Я пока не прочитал Гоголя на вступительном экзамене, меня ни в один театральный институт не приняли. А попытка поступить была не одна. В «Щуку» взяли после того, как прочитал «Записки сумасшедшего».
А первая роль, которую я сыграл, - Чёрт в «Вечера на хуторе близ Диканьки» в училище. Потом сыграл в документально-художественном фильме «Записки сумасшедшего» Поприщина, затем его же в проекте канала «Культура» «Он был титулярный советник» известного критика-гоголеведа Игоря Золотусского. Вот уже много лет Гоголь меня не отпускает. Сыграл Николая Васильевича в фильме «Гоголь. Прощальная повесть», снятом к 200-летнему юбилею писателя. Потом моя подруга актриса Мария Голубкина привлекла к проекту Московской филармонии. Это был чтецкий вариант в сопровождении Джаз-бенда оркестра Олега Лундстрема - «Вечера на хуторе близ Диканьки». Когда родилась идея сделать моноспектакль «Гоголь против Гоголя», подал заявку на президентский грант, получил деньги и осуществил мечту. Потом по просьбе Московского Дома музыки сделал Гоголевские вечера совместно с ансамблем из оркестра народных инструментов имени Осипова. Успех вдохновил, задумок много.

- Сколько же у вас сейчас авторских спектаклей?

- Четыре: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «У театрального разъезда», «Гоголь против Гоголя» и «Гоголь. Завещание» - по публицистическим произведениям «Выбранные места из переписки с друзьями».
В спектакль вошли два отрывка из сборника «Арабески» - об архитектуре и о скульптуре, о живописи и музыке, остальное - из «Выбранных мест». В спектакле «Гоголь против Гоголя» я показал Митридата, получил звание лауреата «Боспорских агонов», чему очень рад. А ещё показал его в Ялте на фестивале «Театр. Чехов. Ялта» и получил премию «За большую просветительскую работу в драматическом спектакле».

- В Москве вы выступаете со знаменитыми музыкантами. А в Керчи вашим партнёром стал местный камерный ансамбль «АРТ БОСПОР», которым руководит Нина Александровна Батищева. Как работается с этим коллективом?

- Замечательно! Это по-настоящему творческий коллектив. Мы вместе подбираем к тексту музыкальные произведения, которые не просто дополняют, а обогащают слово. Прекрасно легла на текст «Гоголь. Завещание» музыка Баха, Свиридова, Шнитке, Генделя. В спектакле приняли участие также солисты симфонического оркестра Уральского музыкального колледжа, за что я им благодарен - получилось оригинально, неповторимо.
И музыкантам наше содружество понравилось.

- Почему вы взяли такое серьёзное произведение, как «Выбранные места из переписки с друзьями»?

- Потому что в нём и предвидение, и пророчество Гоголя. Это надо всем изучать. Чего, к сожалению, не делают: оно не входит в школьную программу. К нему изначально было сложное отношение. Белинский и Чернышевский сказали, что Гоголь сошёл с ума, и что за это произведение его надо сослать в Сибирь. Они же были такие либералы и демократы, а тут про Европу совсем в другом ключе, хорошее - только про Россию. Это очень современное произведение. Писатель смотрел в корень в отношении Запада к России, к нашим людям. Смело говорил об отношениях между властью и обществом, художником и обществом, художником и зрителем. А посмотрите, что он говорит о судебной реформе: надо и истца, и ответчика осудить, и обоих наказать. Потому что прав - один Бог, а среди допустивших ссору, распрю правых нет, все виноваты.

- Прозаическое произведение очень трудно выстроить драматургически. Что было для вас основным при этом?

- Я выбирал то, что сегодня современно звучит, на что будет откликаться наш зритель.
И то, что близко мне. В каждом моноспектакле - моё личностное отношение к сказанному писателем. Я говорю вместе с ним. Обращаю внимание современников на то, что непременно нужно знать. А ещё выстраиваю сюжет так, чтобы был баланс серьёзного и смешного. Волнообразно: ироничное, потом серьёзное и снова ироничное. Следуя за самим Гоголем - он делал именно так. Мне в душу запали слова патриарха Кирилла, подчеркнувшего, что Гоголь был человеком глубоко верующим, придавал духовному измерению своей жизни и творчества первостепенное значение, выступал в качестве последовательного защитника веры и проповедника христианских идеалов. А ещё, что мы знаем Гоголя как великого писателя, сатирика, но мы его не знаем как первого религиозного русского философа. Именно с него началась русская религиозная философская мысль. Это очень важно.

- Судя по тому, как «пробивались» в профессию, вы - человек упорный. Целеустремлённость воспитала семья?

- Семья всегда влияет. Я рос не в актёрской семье, папа был военным, после демобилизации стал геологом, мама - учитель русского языка и литературы. Так что примера перед глазами не было. Склонность была: мама рассказывала, что я любил наряжаться и постоянно кого-то и что-то изображал. Но окончил сначала музыкальную школу, дирижёрско-хоровое отделение Челябинского училища культуры, потом два года учился в Ленинградском училище культуры. Понял, что музыканта хорошего из меня не получится, и отправился в театральную студию. Три года поступал - дважды в ЛГИТМИК, потом во ВГИК, во МХАТ, где сказали, что у меня нет актёрских данных и посоветовали забыть о сцене. Путёвку в профессию мне дал Гоголь. Спасибо ему и Щукинскому училищу, где поверили в меня, помогли развить способности.

- Вы успешно работали на телевидении в развлекательных программах. Это приносило удовлетворение?

- Работал с удовольствием. «Оба-на!» имела огромную популярность в то время. Мы были первыми, у кого не проверяли текстов. И мы шутили, о чём хотели, на Первом канале. Много программ делал на канале РТР. Я всегда делаю только то, что интересно. Иначе это не имеет смысла: ни себе, ни людям, что называется.

- А что за программа такая «Евгести»? Почему такое название?

- Это пародия на «Вести». «Скрестил» название со своим именем. Ироничная, шутливая программа была. Начиная с заставки: в программе «Вести» три коняшки идут навстречу зрителям, а у меня - от зрителей, и они видят не их головы, а другие места. Я даже астрологом побывал: в «Утреннем экспрессе» вёл страничку «Звёзды говорят». До сих пор при встрече спрашивают: «А где моя звезда? Как себя сегодня вести?».

- В театре не работаете?

- Нет, но играю в антрепризах. С Татьяной Васильевой и Маратом Башаровым - в спектакле «День сюрпризов», в «Собачьем сердце» - с Сергеем Петровичем Никоненко, с Анной Тереховой, с Вячеславом Гришечкиным, Владимиром Стержаковым, где я - Швондер. В комедии «Хочу на Сейшелы», в социальной драме «Идеальный фасон». В «Колесе фортуны» по роману Юрия Полякова «Козлёнок в молоке» выхожу на сцену вместе с «сериальной» молодёжью - Станиславом Бондаренко, Анатолием Руденко, Иваном Житковым, Глафирой Тархановой. В комедии Василия Сигарева «Продаётся детектор лжи» я - гипнотизёр. В разных городах эти спектакли показываем.

- Почему в Крым не приезжае­те с антрепризами?

- Потому что у нас декорации сложные. Двумя стульями не обойтись. Теперь, когда Крымский мост есть, появилась возможность. А от приглашений мы никогда не отказываемся.

Досье

Российский актёр Евгений Александрович Воскресенский родился 12 августа 1959 года в Челябинске. В 1986 году окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Работал в Театре им. Станиславского. В кино дебютировал в фильме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты». Снимался в фильмах мэтров отечественного кинематографа, среди которых М. Швейцер, И. Масленников,
Т. Кеосаян, Б. Худойназаров, и у выдающегося английского режиссёра Питера Гринуэйя. Вёл телепередачи «Оба-на!», «ВСЕ Звёзды», «Раз в неделю», «Звёзды говорят», «Евгести». Лауреат многочисленных международных конкурсов и кинофестивалей. Награждён общественными медалями «За вклад в дело мира», «За мужество и гуманизм», «Магистр красоты».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.