Восходит солнце и заходит солнце

О политических тенденциях недели

20 Ноябрь 2018 716
Рисунок Эдуарда КУЛИША.
Рисунок Эдуарда КУЛИША.

Три дня, проведённые президентом России в Сингапуре, где Владимир Путин принял участие сразу в двух саммитах - стран АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) и ВАС (Восточноазиатский саммит), стали предметом широкого обсуждения. Россия и Китай были представлены первыми лицами государств. Дональд Трамп не приехал, отправив вице-президента Майка Пенса. Некоторые СМИ посчитали это решение ошибочным и даже пораженческим.

Техника дипломатической медитации

После сообщения премьер-министра Японии Синдзо Абэ о том, что стороны весьма продвинулись в обсуждении вопроса о подписании мирного договора между Россией и Японией, который, благодаря американцам, уже много лет тесно увязан с требованием передачи Японии четырёх островов Южно-Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи), не на шутку обеспокоили оппозицию - как японскую, так и отечественную. Потомки самураев вознамерились испросить у Абэ объяснений, а российские «диванные патриоты» подняли привычный стон и плач в соцсетях и бложиках. Напрасно или нет, судите сами.
Вот что сказал сам президент России, отвечая на вопрос о Курилах: «Дело в том, что мы начали, вернее, возобновили диалог с нашими японскими партнёрами именно на основе декларации 1956 года, и именно об этом нас наши японские партнёры просили. Напомню, как всё происходило исторически, много раз я уже об этом говорил, скажу ещё раз. После завершения Второй мировой войны произошли определённые договорённости, в том числе по территориальному размежеванию и по проведению государственных границ. Эти договорённости закреплены в международно-правовых документах, поэтому для нас никаких здесь нет проблем и сложностей. Мы считаем, что всё, что на сегодняшний день сложилось, сложилось на основе международно-правовых документов, закреплённых в результате работы после Второй мировой войны. Тем не менее, как вы знаете, Япония ставит вопрос по-другому. Мы готовы с ними работать. В 1956 году Советский Союз и Япония подписали декларацию, которая так и называется: декларация 1956 года. О чём там говорится? Там говорится о том, что Советский Союз после подписания мирного договора готов передать два острова, два южных острова Японии. Не говорится, на каком основании передать, не говорится, под чьим суверенитетом эти острова останутся, не говорится, на каком основании это будет сделано. Но зафиксирована готовность Советского Союза эти два острова передать. После этого состоялась ратификация и Верховным Советом СССР, и парламентом Японии. А затем Япония отказалась от выполнения этих договорённостей.
И поскольку всё это долго тянулось, ещё во времена, по-моему, президентства Горбачёва, Советский Союз вообще отказался от дальнейшего исполнения. Потом японцы попросили нас вернуться к обсуждению этих проблем в рамках этой декларации. Но в ходе дискуссии как-то у нас центр тяжести сместился, он отошёл уже, по сути дела, от декларации 1956 года. Вчера действительно в ходе нашей встречи премьер-министр сказал, что Япония готова была бы вернуться к обсуждению этой проблемы на основе декларации 1956 года. Но это требует, конечно, отдельной, дополнительной, серьёзной проработки, имея в виду, что в самой декларации, как вы слышали, я только что об этом сказал, далеко не всё ясно. Там в принципе только изложена проблема, что Советский Союз готов передать два острова южной части гряды, но не сказано, на каких основаниях и под чей суверенитет они попадают. Это всё предмет серьёзной проработки, тем более что когда-то сама Япония от реализации этих соглашений отказалась».
Как-то не очень похоже на выражение готовности поступиться территориями, правда?
Проблема четырёх островов Курильской гряды, на которые (совершенно безосновательно, но кого это волнует?) претендует Страна Восходящего Солнца, вообще не имеет взаимоприемлемого решения. Однако в Японии этот вопрос носит культовый характер, а потому ни один премьер-министр не может от этих претензий отказаться, не погубив своей политической карьеры. И личная дружба с президентом России тут ничего не меняет. Что может предложить Синдзо Абэ своему «другу Владимиру» в обмен на передачу островов? Обещание «не пускать американцев» стоит ещё меньше, чем «гарантии нерасширения НАТО на Восток», полученные в своё время первым и последним президентом СССР. С военной точки зрения появление американских военных баз на только что отданных островах ситуацию для России ухудшит не радикально - японский остров Хоккайдо находится всего в нескольких километрах, а там места для американских баз куда больше. Но с политической точки зрения военная база США на отданном Россией острове будет пощёчиной Москве.
И желающие эту пощёчину влепить в Вашингтоне наверняка найдутся. Япония претендует на 4 острова, а в хрущёвской декларации речь шла о двух. То есть территориальные претензии к нам останутся. А о передаче всех четырёх островов, которая лишит Россию контроля над незамерзающими проливами, ведущими в Тихий океан, и позволит ставить вопрос о пересмотре статуса Охотского моря (в настоящее время - внутреннего российского моря) не может быть и речи.
Напомним, что в сентябре президент России сделал неожиданный ход, предложив японской стороне подписать мирный договор до конца года вообще безо всяких условий. После некоторого замешательства Япония ответила отказом.
«По сообщениям японских СМИ, Абэ надеется прийти к соглашению по островам до сентября 2021 года, пока он ещё будет стоять во главе либерально-демократической партии Японии. В настоящее время наблюдается большая отчуждённость в позициях Путина и Абэ относительно южных Курильских островов, а значит, решение о их территориальной принадлежности будет принято ещё не скоро, - пишет шанхайское издание «Вэньхуэй бао». - Теперь стороны договорились встретиться 30 ноября в Аргентине, где будет проходить форум G20, и разрешить все существующие вопросы. Прежде стороны три месяца не шли ни на какие уступки, так с каким же результатом завершилась их ноябрьская встреча? Говорят, что Абэ придётся пойти на компромисс и согласиться с Путиным обсуждать мирный договор, не выдвигая никаких условий. Даже если Абэ и не согласен, у него нет шансов противостоять мощи Путина. Видят ли современные японские политики российского президента как «современного верховного владыку» или же рассматривают его как проблему? Если стороны не договорятся, возвращение южных Курильских островов так и останется для Японии недостижимой мечтой». Китайское издание утверждает, что «переговоры ничего не поменяли, Путин смеялся над Абэ не стесняясь».
Досталось и вице-президенту США, позволившему себе покритиковать китайский инфраструктурный проект геополитического значения «Один пояс, один путь».
Официальный представитель МИД Китая Хуа Чуньин в ответном заявлении напомнила, что «нет такой развивающейся страны, которая бы оказалась в долговой яме из-за сотрудничества с Китаем» и призвала США впредь не делать безответственных заявлений.
Ну а намёк на то обстоятельство, что Вашингтон не может похвастаться тем, что «твёрдо придерживается принципов справедливости и искренности и в меру своих сил вносит вклад в социально-экономическое развитие» стран, с которыми сотрудничает, поняли, вероятно, все.

«…и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит»

Глава МВФ Кристин Лагард, выступая на конференции в Сингапуре, настоятельно посоветовала центробанкам всех стран «рассмотреть вопрос» о выпуске собственных цифровых валют. «Когда про некое постиндустриальное общество рассуждали разные «фрики», отродясь не державшие в руках напильник и не способные представить себе что-то сложнее велосипедного насоса, к происходящему можно было относиться с иронией. Когда граждане массово носили свои сбережения в финансовые пирамиды, это можно было списать на следствие экономической безграмотности простых людей. Но когда заняться игрой в напёрстки (а давайте напечатаем цифровых денег - кто больше?) советует глава одного из фундаментальных столпов мировой экономики в лице МВФ, дело явно начинает пахнуть не только кризисом финансовой системы, - считает аналитик и публицист Александр Запольскис. - В переводе на понятный русский: постиндустриальная экономика - это когда на один доллар реального сектора приходится 14817 долларов просто пузыря, которых банковскому сектору, как считает Лагард, уже мало. Необходимо изобрести новые, ещё более виртуальные, деньги, чтобы банкам было, что надувать дальше. В конце концов, тот же «биткоин» появился на свет в 1998 году, а сегодня его пузырь уже раздут на 5 триллионов долларов, что соответствует объёму всех купюр и монет всех валют планеты. А уж надувать банки умеют. Потому реальная экономика их давно интересует слабо. И вот что с подобными идеями выступают люди уровня главы МВФ - это совсем плохой признак. Капитализм приблизился к исчерпанию своего главного ресурса - капитала. Он больше не производит ценности, а только расходует реальные ресурсы для поддержания мифа о своей эффективности».
Профессор Института международных отношений Фуданьского университета в Шанхае, эксперт клуба «Валдай» Чжао Хуашэн открытым текстом сообщил о намерении Поднебесной строить вместе с Россией новый миропорядок, альтернативный американскому. Как бы там ни было, в третьем квартале года Россией закуплено на мировом рынке свыше 92 тонн золота. Впервые в истории золотой запас страны превысил 2 тысячи тонн. Вложения в американские ценные бумаги по сравнению с показателями 2010 года сократились более чем в 10 раз.
Бог весть, взойдёт ли солнце на Востоке, но на Западе оно уже клонится к закату.

Николай ФИЛИППОВ.